


Змiст:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ……
1.1. Анализ проблемы формирования коммуникативно-речевых навыков у детей в онтогенезе ...........................................................
1.2. Особенности коммуникативно-речевых навыков у детей дошкольного возраста с ОНР…….....................................................
1.3. Теоретические и методологические предпосылки построения коррекционно-педагогической технологии…………………….…
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1………………………………………………….……….
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ……………………………..…………………….…
2.1. Методы и методики экспериментального исследования…….
2.2. Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента………………..……………….…
2.3. Сравнительный анализ уровня развития речевой коммуникации дошкольников с нормативным развитием и с недоразвитием речи………………………………………………....
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2……………………………………………………...……
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ……………………………
3.1. Структура коррекционно-педагогической технологии формирования коммуникативно-речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………………………………...
3.2. Сравнительные результаты внедрения коррекционно-педагогической технологии формирования коммуникативно-речевой деятельности на контрольном этапе эксперимента...……
3.3. Методические рекомендации по использованию коррекционно-педагогической технологии формирования коммуникативно-речевой деятельности дошкольников с ОНР….
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3…………………………………………………...………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...……
Висновок:
Проведенное исследование посвящено актуальной для теории и практики логопедии проблеме – изучению коррекционно-педагогической технологии формирования речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Для достижения цели были решены следующие задачи исследования:
1. Анализ отечественной и зарубежной специальной научно-теоретической литературы показал, что трудности общения детей с общим недоразвитием речи проявляются в несформированности основных форм коммуникации, снижении потребности в общении.
2. Изучение современных научных публикаций показало, что у детей с нарушениями речи коммуникативные умения развиты слабо, характеризуются не сформированностью некоторых психических процессов и эмоциональной нестабильностью.
3. Литературный обзор показал, что работа по развитию коммуникативных умений у детей с ОНР должна быть комплексной, направленной на нормализацию самооценки, устранение фиксации на речевых нарушениях, активизацию познавательной и речевой мотивации, развитие эмоциональной сферы.
4. Опираясь на полученные данные, были подобраны необходимые методы и методики исследования коммуникативно-речевых навыков и проведен констатирующий эксперимент по выявлению особенностей и уровня развития речевой коммуникации, а именно: методика «Интервью» (авторы О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, А.Ю. Кузина, И.В. Груздова); методика «Окончание сказки по началу» (автор: Л.Г. Соловьева), методика «Зеркало настроения» (автора О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, А.Ю. Кузина, И.В. Груздова); методика «Необитаемый остров» (авторы О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, А.Ю. Кузина, И.В. Груздова). Важно применение индивидуального подхода, создании разнообразных ситуаций речевого общения, осуществление как пассивного, так и активного наблюдения за речью ребенка.
5. Результаты исследования показали, что дошкольники с ОНР имеют более низкий уровень развития коммуникативных навыков. Дети с ОНР ІІІ уровня показали средний (19 детей, 67,86%) и низкий (9 детей, 32,14%) уровни развития умения получать необходимую информацию в общении в процессе ведения диалога со сверстниками. Выявлено, что ни один из дошкольников с ОНР не смог выполнить задание «Окончить сказку по началу» на высоком уровне. Средний уровень зафиксирован только у 16 детей (57,14%) детей с ОНР. Были получены данные о том, что способности детей с ОНР понять настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению значительно ниже, дети с ОНР испытывают затруднения в определении эмоциональных состояний сверстника (низкий уровень). Дети с недоразвитием речи имеют низкие показатели развития коммуникативных навыков.
6. Учитывая результаты проведенного эмпирического исследования, была создана коррекционно-педагогическая технология для оптимизации формирования коммуникативно-речевой деятельности дошкольников с ОНР, которая включает в себя следующие разделы: овладение неречевыми средствами общения, развитие активности детей, ознакомление дошкольников с эмоциями и чувствами людей, способами их вербального и невербального выражения, моделирование различных проблемных и игровых ситуаций, возникающих в процессе речевого общения, обучение детей ориентированию на партнера, его практические и речевые действия, доброжелательно обращаться к нему, отвечать на вопросы и реплики собеседника.
7. Данные контрольного среза свидетельствуют об эффективности разработанной коррекционной программы. При повторном тестировании детей экспериментальной группы, дошкольники с ОНР показали более высокие результаты – значительно возросло количество детей со средним уровнем, у некоторых детей удалось сформировать высокий уровень развития коммуникативных навыков. Детей с низким уровнем коммуникативных навыков не выявлено.
8. В методических рекомендациях по формированию речевой коммуникации дошкольников с ОНР нами отмечено, что обязательно необходимо уделять внимание формированию речевых моделей в различных ситуациях общения со взрослыми и детьми; проводить тренировку общения, направленную на повышение социальной уверенности детей, актуализацию словаря по изучаемой теме, введение как можно большего количества слов-предметов, признаков и действий в обиходную речь детей. Организация работы во взаимодействии учителя-логопеда, врача-психоневролога, воспитателей, специалистов, следование индивидуально-ориентированным образовательным маршрутам способствует более быстрому и успешному развитию коммуникативных навыков и преодолению недостатков психофизического развития у детей с нарушениями речи.
Дана робота виконана без використання російськомовних джерел, має високий рівень унікальності та реальні посилання на джерела. НА САЙТІ НЕ ПЕРЕДБАЧЕНА МОЖЛИВІСТЬ СКАЧУВАННЯ РОБІТ, ВОНИ ВИСИЛАЮТЬСЯ ЗАМОВНИКУ ПІСЛЯ ОПЛАТИ. Для того, щоб ознайомитись з даною роботою (у форматі відео огляду), отримати звіт з перевірки на плагіат та іншу інформацію, звертайтесь за телефоном +380501022921 (Telegram, Viber, WhatsApp) або n0501022921@gmail.com