перейти на сайт>>

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ У ДЕТЕЙ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ С ОНР III УРОВНЯ

ID роботи: 9214
Тип роботи:
Об'єм: 153 стор.
Вартiсть: 300 грн.


Змiст:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА И ЕЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ С ОНР III УРОВНЯ

1.1. Анализ научных источников по проблеме коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с  ОНР III уровня

1.3. Особенности нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня

1.4. Логопедическая ритмика в коррекции слоговых нарушений у детей дошкольного возраста с  ОНР III уровня

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ С ОНР III УРОВНЯ

2.1. Организация экспериментального исследования

2.2. Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента

2.3. Сравнительный анализ уровня развития слоговой структуры слова у дошкольников с нормативным развитием и с ОНР III уровня

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2

ГЛАВА 3. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ С ОНР III УРОВНЯ

3.1. Предпосылки создания программы коррекции слоговой структуры слова дошкольников

3.2. Особенности программы коррекции слоговой структуры слова у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня

3.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента с использованием методов математической статистики

3.4. Рекомендации по внедрению программы коррекции составляющей слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ



Висновок:

Таким образом, в процессе написания магистерской работы была достигнута ее основная цель и решены основные задачи:

Проведен анализ научных источников по проблеме коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня     . Выявлено, что искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности (Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

Выявлены особенности слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня. Речь детей с ОНР III уровня  изобилует выраженными отклонениями в воспроизведении слогового состава слова, которые сохраняются даже в отраженной речи. В своей экспрессивной речи дети деформируют правильное звучание слова, что отражает наличие трудностей воспроизведения слоговой структуры.

Показана роль логопедической ритмики в коррекции слоговых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня. Отмечается, что слоговая структура напрямую зависит от ритмических характеристик − перцептивных, моторных и специфически речевых. Важнейшими речевыми ритмами, которые должны быть своевременно усвоены ребенком, чтобы вовремя возникло слово и имело нормативные структурные характеристики, являются слоговой и словесный речевые ритмы. Направленная стимуляция этих ритмов является значимой частью комплексной логопедической работы по нормализации слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР, однако в методическом плане до настоящего времени не проработана.

Определены особенности экспериментального исследования уровня развития слоговой структуры слова у детей 5-го года жизни с ОНР III уровня. С целью проведения диагностики нарушений в воспроизведении слоговой структуры слова были выбраны специальные методики исследования, направленны как на изучение темпо-ритмических способностей дошкольников, так и непосредственно на изучении слоговой структуры слова, а именно: методика исследования темповой организации речи  (автор Г.А. Волкова), методика исследования восприятия и воспроизведения ритма (автор Е.Е. Шевцова), методика исследования состояния воспроизведения слоговой структуры слова (автор О.Б. Иншакова). Для каждой методики были определены уровни и критерии, подобран соответствующий речевой материал.

Проведен количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента. На первом этапе было проведено исследование темповой организации речи детей дошкольного возраста, которое показало, что у детей с ОНР и у детей с нормальным развитием уже на уровне восприятия выявлены значительные различия в возможностях точного восприятия. Дети с ОНР только после повторного разъяснения определяли темп музыкальных произведений, дифференцировали темп по основным признакам: медленный, быстрый, умеренный.

Анализ результатов исследования показал, что из 28 детей с ОНР выполнить задание правильно (на достаточном уровне) смогли только 3 ребенка, 9 детей имеют средний уровень и 14 дошкольников данной группы показали низкие результаты. В то же время практически все дети с нормальным развитием  показали высокий уровень выполнения заданий: 8  детей с удовольствием, самостоятельно и быстро выполнили задание после первого представления. Ошибки носили случайный характер, в большинстве случаев самостоятельно исправлялись детьми без повторного прослушивания музыкальных отрывков (12 детей).

Во время выполнения проб на исследования ритмической способности у детей с ОНР отмечались трудности на уровне определения серий акцентированных ударов, начиная уже с двусложных. Характерные ошибки: увеличение или уменьшение количества серии (вместо двух назывались 1 или 3 серии ударов); структурные изменения внутри одной или 2-х, 3-х стоп серии (количество акцентированных ударов или увеличивалось, или уменьшалось).

При исследовании уровня доступности слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи и у детей контрольной группы, были получены результаты, которые свидетельствуют о значительном отставании дошкольников с ОНР от их нормально развивающихся сверстников.

Проведен сравнительный анализ уровня развития слоговой структуры слова у дошкольников с нормативным развитием и с ОНР III уровня. Исследование особенностей нарушений слоговой структуры слова выявило значительные различия в возможностях восприятия и воспроизведения слоговой структуры между детьми с ОНР и детьми с нормальным уровнем развития. Трудности выполнения заданий на восприятие и воспроизведение звуковых ритмов детьми до школьного возраста с ОНР были связаны с недостаточностью уровня сформированности слуховой дифференциации предложенных ритмических структур, слухо-зрительных и зрительно-моторных координаций.

Во время выполнения задания на выявление особенностей произнесения слов различной слоговой сложности, дети с ОНР допускали большое количество ошибок, которые наблюдались в основном во время воспроизведения слов с большим количеством слогов. Вместе с тем большинство детей дети и экспериментальной, и контрольной групп безошибочно воспроизводили односложные слова. Дети с нормальным речевым развитием допускали лишь единичные ошибки, которые наблюдались во время произнесения слов сложных по составляющим структурным строением. У дошкольников с ОНР при выполнении заданий на одиночное названия слов наибольшее количество ошибок − это искажение стока согласных, элизии, метатезы, при выполнении заданий на названия словосочетаний и предложений − чаще встречались ассимиляция, контаминация.

Разработана программа по коррекции слоговой структуры слова у дошкольников.         При разработке методики коррекции нарушения слоговой структуры слова мы руководствовались положением о том, что основным психолого-педагогическим аспектом коррекционной работы является обеспечение условий для формирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития.

Охарактеризованы особенности программы коррекции слоговой структуры слова у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня. В соответствии с задачами исследования нами была разработана методика коррекции нарушения слоговой структуры слова у детей 5-го года жизни с ОНР III уровня средствами логопедической ритмики, определено ее содержание и основные этапы внедрения: диагностико-пропедевтический (подготовительный), содержательно-коррекционный (основной или вокальный) и функционально-речевой (заключительный).

Проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента, который показал, что предложенная коррекционная программа оказалась достаточно эффективной для коррекции нарушения слоговой структуры слова. Так, было выявлено, что в результате проведения разработанных корректирующих мероприятий с использованием средств логоритмики  большинство детей экспериментальной группы (71,43% детей) имеют высокий уровень, в то время как их сверстники, которые продолжали заниматься по традиционной программе имеют более низкие показатели (50% - средний уровень, 50% - высокий уровень). Проведенные занятия оказали положительное влияние и на развитие ритмической способности детей 5-го года жизни с ОНР. Так, во время проведения повторного обследования в группе, где проводились занятия с использованием средств логоритмики  не было выявлено ни одного ребенка с начальным и низким уровнем развития, количество детей с ОНР, 50% дошкольников данной группы имеют средний уровень, 35,71% достаточный уровень и 14,29% дошкольников имеют высокий уровень развития ритмической способности. Что касается результатов, полученных в ходе повторного обследования в группе А, то следует отметить, что уровень развития ритмических способностей остался практически на том же уровне: 1 ребенок (7,14%) имеет начальный уровень, 4 дошкольника (28,57%) низкий уровень, 42,86% – средний уровень только у 3 детей (21,43%) зафиксирован достаточный уровень; детей с высоким уровнем в данной подгруппе не выявлено. Повторное исследование состояния   воспроизведения слоговой структуры слова с использованием тестов О.Б. Иншаковой также показало, что использование средств логоритмики  показало свою эффективности и в процессе коррекции произношения простых, двусложных, трехсложных и многосложных слов дошкольниками с ОНР.

Разработаны рекомендации по внедрению программы коррекции составляющей слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, которые сводятся к тому, что в процессе работы над коррекцией слоговой структуры слова  необходимо использование таких сохранных анализаторов, как двигательный, зрительный и тактильный, что обеспечивает развития чувства ритма как двигательно-моторного стереотипа речи, позволяет целенаправленно преодолеть ошибки при воспроизведении слоговой структуры слова и на стыке слов, в синтагме, сформировать умение воспринимать

 


Дана робота виконана без використання російськомовних джерел, має високий рівень унікальності та реальні посилання на джерела. НА САЙТІ НЕ ПЕРЕДБАЧЕНА МОЖЛИВІСТЬ СКАЧУВАННЯ РОБІТ, ВОНИ ВИСИЛАЮТЬСЯ ЗАМОВНИКУ ПІСЛЯ ОПЛАТИ. Для того, щоб ознайомитись з даною роботою (у форматі відео огляду), отримати звіт з перевірки на плагіат та іншу інформацію, звертайтесь за телефоном +380501022921 (Telegram, Viber, WhatsApp) або n0501022921@gmail.com

Замовити цю роботу за допомогою форми: