перейти на сайт>>

Неологизмы в современном публицистическом заголовке

ID роботи: 9364
Тип роботи:
Об'єм: 85 стор.
Вартiсть: 250 грн.


Змiст:

Введение

Глава 1. Заголовок и его место в структуре современных периодических изданий

1.1. Понятие и особенности заголовка как неотъемлемой части публицистического текста

1.2. Понятие неологизмов, их типология, причины и источники образования

1.3. Функции неологизмов в современном публицистическом заголовке

Выводы к главе 1

Глава 2. Структурно-семантические и функциональные особенности неологизмов в современном публицистическом заголовке

2.1. Структурно-семантическая характеристика неологизмов в современном публицистическом заголовке

2.2. Графические неологизмы как средство создания компрессии в публицистическом заголовке

2.3. Функциональные особенности неологизмов в современном публицистическом заголовке

Выводы к главе 2

Заключение

Список литературы



Висновок:

СМИ, в том числе периодика, ориентированы прежде всего на необходимость уведомления о самых актуальных на определенное время событиях и привлечения к ним внимания. Установка на новизну события требует соответствующего языкового оформления. Это обусловливает потребность в новых названиях, среди которых много сложных слов. Они способны не только называть новые реалии и понятия, но и переназывать уже известные вещи. Часто подобные этому единицы становятся средством эмоционального воздействия на читателя благодаря необычной структуре лексемы или словосочетания, выполняющие роль расчлененных (аналитических) наименований.

Неологизмы, помещаемые авторами-журналистами в заглавный комплекс, имеют свою специфику; они, очевидно, призваны, в основном, играть рекламную роль: привлечь внимание адресата, «просматривающего» газету, «зацепить» его взгляд, вызвать интерес, который приведет к прочтению текста статьи под необычным заглавием.

Неологизмы в современной публицистическом заголовке потенциально способны одновременно выполнять несколько функций, причины их включения в состав заголовка не ограничиваются лишь стремлением пишущего к экспрессивизации текста, а связаны с возможностью создания одновременно информативного, выразительного и лаконичного заглавия.

Неологизмы существенным образом влияют на выполнение заголовком, его основных функций (информативной и прагматической), но влияние это не всегда позитивное: трудность, интерпретации многих новообразований ведет к снижению информативной функции заглавия, чрезмерное увлечение журналистов созданием новых слов иногда приводит к появлению неологизмов малопонятной читателю структуры, к неоправданному усложнению заголовков, следствием чего может быть коммуникативная неудача, нежелание адресата читать публикацию.

Употребление новообразований в целом, согласуется с основными требованиями, предъявляемыми к заголовку (информативность, выразительность и краткость); неологизмы потенциально способны выполнять в заголовке сразу несколько функций, но фактически их может быть меньше (в случае, когда новообразование непонятно, затрудняет восприятие заголовка).

Неологизмы в современной публицистическом заголовке могут создаваться как узуальными, так и неузуальными способами, продуктивность, которых зависит как от лингвистических, так и от экстралингвистических причин. К лингвистическим причинам относятся наличие системных и стилистических ограничений, семантика мотивирующих основ, аффиксов, влияющая на значение окказионального слова, возможность создания экспрессивных номинаций и т.п., а к экстралингвистическим причинам относятся знание пишущим того или иного способа словообразования, возможность истолкования адресатом сообщения.

Анализ структурно-семантической характеристики неологизмов в современном публицистическом заголовке показал, что наиболее часто журналистами используются такие способы как префиксальный и суффиксальный.

Создание в заголовке окказиональных слов префиксальным способом имеет следующие особенности: во-первых, преобладает именная префиксация, причем подавляющее большинство новообразований – имена существительные; во-вторых, многие префиксальные образования приобретают повышенную экспрессивность за счет семантики приставки (супер-, сверх-, гипер-, экстра), в силу нарушения ограничений (системных, но чаще стилистических) в сочетаемости морфем. Среди префиксов наибольшую продуктивность демонстрирует приставки супер-, сверх-. Достаточно употребительны также приставки анти- и не-. Как показывают наблюдения, неологизмы с префиксами анти- и не- обладают разной семантикой новообразования с приставкой анти- имеют в большинстве случаев значение противодействия, а в окказионализмах с префиксом не- актуализировано значение отсутствия. Это может свидетельствовать о происходящей в сознании говорящих специализации данных префиксов по значению.

Обращает на себя внимание тот факт, что во многих случаях выбор того или иного префикса связан с его способностью передавать авторское отношение: супер-, сверх-, экстра – чаще позитивное (суперуниверситет, экстрарепортер), за- – нежелательность (запылесосили). Кроме того, приставки супер-, сверх-, экстра- – это всегда акцент на слове, поскольку они указывают на превышение нормы, часто исключительность (суперпамять, супербриллиант, суперяблоко), это то, на что читатель непременно должен обратить внимание.

Немаловажную роль в поддержании продуктивности префиксального способа при создании окказиональных слов играет и довольно высокая информативность получаемых производных, легкость их интерпретации в минимальном контексте. Особенно это справедливо, для большинства образований с префиксами экстра-, экс-, супер-, гипер-, пост-.

Кроме того, довольно часто используется способ чистого сложения, распространению которого способствует отсутствие строгих системных и стилистических ограничений в сочетаемости морфем, что позволяет пишущим создавать фактически бесконечное количество
самых разнообразных номинаций.

Изучение функциональных особенностей неологизмов в современном публицистическом заголовке показало, что их создание является одним из наиболее ярких проявлений личностного начала в языке современных СМИ. Производство новых слов можно назвать пожалуй, наиболее заметным проявлением индивидуальности автора, имеющего в настоящее время практически неограниченную свободу выбора формы выражения своих мыслей. Журналист выступает от собственного имени, стремится не просто написать о каких-либо событиях, но и оценить их. Он уже не безликий выразитель мнения редакции, а мыслящий человек, реализующий себя в свободной, эмоциональной речи. Более того, отдельные исследователи даже приходят к выводу о том, что в языке СМИ в последнее время отражаются не обстоятельства как таковые, а осмысление перемен и отношение к изменению жизни.

Таким образом, авторская оценка может быть выражена в новообразовании с разной степенью интенсивности от явной демонстрации до простого намека, который должен уловить адресат. В таком случае подсказку читателю стоит искать либо в структуре неологизма, либо в том контексте, где он употребляется.

Полученные в ходе исследования результаты позволяют говорить о полифункциональности неологизмов в современном публицистическом заголовке: неологизм называет «кусочек» действительности; привлекает внимание читателя к заголовку, способствует краткости заглавия, выражает авторскую позицию (является индикатором позиции автора).


Дана робота виконана без використання російськомовних джерел, має високий рівень унікальності та реальні посилання на джерела. НА САЙТІ НЕ ПЕРЕДБАЧЕНА МОЖЛИВІСТЬ СКАЧУВАННЯ РОБІТ, ВОНИ ВИСИЛАЮТЬСЯ ЗАМОВНИКУ ПІСЛЯ ОПЛАТИ. Для того, щоб ознайомитись з даною роботою (у форматі відео огляду), отримати звіт з перевірки на плагіат та іншу інформацію, звертайтесь за телефоном +380501022921 (Telegram, Viber, WhatsApp) або n0501022921@gmail.com

Замовити цю роботу за допомогою форми: