


Змiст:
Введение
1. Научно-методические основы использования Сказкотерапии как метода коррекции заикания в детском возрасте
1.1 История изучения проблемы заикания в научной литературе
1.2. Симптоматика и виды заикания
1.3. Особенности, цели и задачи сказкотерапии как метода психокоррекции дошкольников с заиканием
2. Экспериментальное изучение эффективности сказкотерапии для коррекции заикания в группе старшего дошкольного возраста
2.1. Логопедическое обследование дошкольников с заиканием. Выявление причин заикания
2.2. Проведение коррекционно-логопедической работы с заикающимися дошкольниками с использованием метода сказкотерапии
2.3. Анализ эффективности сказкотерапии в процессе коррекции заикания у детей дошкольного возраста
Выводы
Список литературы
Приложения
Висновок:
Таким образом, в данной курсовой работе мы рассмотрели практический опыт использования сказкотерапии в коррекционной работе с заикающимися детьми. Существующие в настоящее время методики коррекции заикания у дошкольников в основном направлены на восстановление функций речи и не учитывают наличие у детей 4-5 лет эмоционально-напряженного состояния, снижение адаптивных свойств ребенка к воздействию на него окружающей социальной среды. Включение в традиционные логопедические занятия психотерапевтических методов, а именно сказкотерапии, способствует не только закреплению навыков плавной речи и переносу их в естественные условия общения, но и воздействует на личность заикающегося, гармонизируя его отношения с окружающим миром.
Сказка является универсальным средством для развития коммуникативных навыков, которые нарушены у заикающихся как на вербальном, так и на невербальном уровне, и использование сказок для решения данных задач является оптимальным средством у дошкольников. Проигрывание сказок всегда создает для детей эмоционально повышенное настроение. Известно, что эмоционально значимые ситуации могут приводить к ухудшению речи у заикающихся детей. Поэтому закрепление плавной речи на эмоциональном фоне становится для логопеда одним из значимых моментов в коррекционной работе. В системном подходе коррекционно-лечебный процесс при заикании неразрывно связан с родителями, участие которых становится активным, то есть родители не просто присутствуют на занятиях, а выполняют вместе с детьми предложенные логопедом задания.
Многие проблемы в семье связаны с нарушенными и непроясненными коммуникациями, поэтому совместное участие родителей и детей на занятиях по сказкотерапии является одновременно и профилактическим, и обучающим взаимодействию взрослых и детей. Таким образом, сказка становится своеобразным связующим «мостиком» между реальностью и фантазиями, между взрослыми и детьми. В результате усвоенных на занятиях правил, родители становятся для детей неким речевым и поведенческим образцом, создавая благоприятную речевую и психологическую среду для ребенка, что ведет к оптимизации лечебно-коррекционного процесса. Содержание сказок вызывает интерес как у детей, так и у взрослых: в них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Воздействие с помощью метафоры, в форме которой создана сказка, является глубинным и стойким, поскольку затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру. Для детей сказкотерапия, прежде всего, связана с процессом поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, она помогает осуществлять перенос сказочных уроков в реальность, объективизировать проблемные ситуации.
Проведенный контрольный эксперимент позволил убедиться в эффективности предложенной нами методике работы с заикающимися дошкольниками. Занятия по сказкотерапии не только благоприятно воздействуют на психическое состояние заикающегося ребенка, но и помогают на примере ролевого коммуникативно-поведенческого образа сформировать речевой эталон, отработать плавную и бессудорожную речь в различных эмоциональных ситуациях.
Таким образом, включение сказкотерапевтических занятий в реабилитационную программу для заикающихся детей способствует корреции личности, нормализации отношении с окружающей средой, что в свою очередь снижает вероятность рецидивов заикания и повышает эффективность лечебно-коррекционной работы.
Дана робота виконана без використання російськомовних джерел, має високий рівень унікальності та реальні посилання на джерела. НА САЙТІ НЕ ПЕРЕДБАЧЕНА МОЖЛИВІСТЬ СКАЧУВАННЯ РОБІТ, ВОНИ ВИСИЛАЮТЬСЯ ЗАМОВНИКУ ПІСЛЯ ОПЛАТИ. Для того, щоб ознайомитись з даною роботою (у форматі відео огляду), отримати звіт з перевірки на плагіат та іншу інформацію, звертайтесь за телефоном +380501022921 (Telegram, Viber, WhatsApp) або n0501022921@gmail.com