


Змiст:
Введение
Глава 1. Особенности коммуникативной сферы дошкольников с детским церебральным параличом
1.1. Характеристика теоретических подходов к изучению проблемы коммуникации у детей с ДЦП
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ДЦП
1.3. Проблемы развития коммуникативной сферы детей с ДЦП
Глава 2. Исследование коммуникативной сферы дошкольников с ДЦП
2.1. Характеристика базы и методик исследования
2.2. Анализ результатов исследования коммуникативной сферы дошкольников с ДЦП
2.3. Интерпретация результатов исследования и направления коррекционной работы по развитию коммуникативной сферы дошкольников с ДЦП
Заключение
Список литературы
Приложения
Висновок:
Таким образом, актуальной проблемой современного общества является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями, особенно с врожденной патологией. Одним из наиболее тяжелых заболеваний является детский церебральный паралич (ДЦП), который характеризуется целым рядом нарушений (двигательные расстройства, речевые нарушения, нарушение познавательной деятельности и т. д.). В последние годы отмечается не только рост числа родившихся с этой патологией, но и рост числа детей с более тяжелыми нарушениями. В связи с этим разработка новых методов и форм работы с детьми с ДЦП является непростой, но крайне актуальной задачей.
Анализ специальных психолого-педагогических исследований показал следующие особенности коммуникативной деятельности детей с ДЦП:
снижение потребности в общении со взрослым;
неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм;
доминирование ситуативно-деловой формы общения;
наличие необоснованных пауз в речи;
одиночный формат случаев активной вербальной коммуникации;
трудности в использовании невербальных средств общения.
Исследователи отмечают, что данная категория детей является довольно неоднородной по уровням развития коммуникативного поведения, а именно – по инициативности в общении и объемом знаний, умений и навыков использования как вербальных так и невербальных средств коммуникации. Причинами этого являются: ограниченность рече-двигательных возможностей; нарушение речевой моторики; особенности психического развития, несовершенство социального воспитания, отсутствие личностно-ориентированного подхода к обучению. Вследствие этого происходит нарушение социальных контактов детей указанной категории.
Это свидетельствует о необходимости ранней диагностики развития коммуникативного поведения детей дошкольного возраста при ДЦП, а выявленные нарушения должны быть учтены при разработке соответствующих педагогических мероприятий по развитию коммуникативного поведения детей данной категории.
Во второй главе представлено исследование коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом, организация и ход эксперимента, анализ, обобщение и интерпретация полученных данных. Для эмпирического исследования использовались: адаптированная социометрическая методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская), методика «Определение коммуникативных потребностей» (Ю. М. Орлов, В. И. Шкуркин, Л. П. Орлова) и методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго).
Общая характеристика общения и поведения дошкольников с ДЦП отражает, прежде всего, нарушение социальной адаптации, имеющее постоянный, хронический характер. Проведенное исследование показало, что более 50% исследуемых детей дошкольного возраста с ДЦП характеризуются низким уровнем развития коммуникативной сферы.
В результате проведенного исследования можем определить следующие перспективные направления развития коммуникативных способностей у дошкольников с ДЦП: обеспечение мотивационной готовности детей к развитию их коммуникативного потенциала; обеспечение возможности усвоения детьми необходимых коммуникативных знаний; развитие навыков и умений общения (вступать в контакт, проявлять инициативу, свободно использовать и интерпретировать вербальные и невербальные средства коммуникации, координировать выполнение совместных заданий, адекватно воспринимать своих собеседников и тому подобное); помощь детям с особыми потребностями в преодолении их коммуникативных трудностей; поддержание благоприятного психологического климата детского коллектива, в котором обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями; содействие оптимизации общения в семьях, воспитывающих ребенка с особыми потребностями, развитие их психологической стойкости.
Дана робота виконана без використання російськомовних джерел, має високий рівень унікальності та реальні посилання на джерела. НА САЙТІ НЕ ПЕРЕДБАЧЕНА МОЖЛИВІСТЬ СКАЧУВАННЯ РОБІТ, ВОНИ ВИСИЛАЮТЬСЯ ЗАМОВНИКУ ПІСЛЯ ОПЛАТИ. Для того, щоб ознайомитись з даною роботою (у форматі відео огляду), отримати звіт з перевірки на плагіат та іншу інформацію, звертайтесь за телефоном +380501022921 (Telegram, Viber, WhatsApp) або n0501022921@gmail.com