


Змiст:
Введение
Глава I. Теоретико-методические подходы к проблеме развития лексической стороны речи у детей с зпр
1.1. Процесс формирования лексической стороны речи дошкольников в научных исследованиях
1.2. Развитие лексической стороны речи у детей с ЗПР
Глава II. Экспериментальное исследование Развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с ЗПР
2.1. Характеристика базы и методики исследования
2.2. Анализ результатов обследования лексической стороны речи у детей с ЗПР
Глава III. Методика формирования лексического строя речи дошкольников с ЗПР и контрольный срез
3.1. Методические аспекты и основные направления формирования лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
3.2. Анализ эффективности обучающего эксперимента по формированию лексического строя речи дошкольников с ЗПР
Заключение
Список литературы
Приложения
Висновок:
Большая распространенность нарушений речи у детей с ЗПР вызывает необходимость их дальнейшего углубленного изучения и определения путей повышения эффективности коррекционного воздействия. Нарушения речи при ЗПР часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы. Нарушения речи у детей данной группы вызывают серьёзные трудности в организации собственного речевого поведения и отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории людей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря и словаря прилагательных, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации диалогическая и монологическая речь, особенности поведения незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.
Л.С. Выготский, Р.Д. Тригер, Е.С. Слепович, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, И.А. Мельчук, С.Н. Цейтлин и многие другие учёные, чьи труды использовались в нашем исследовании, изучали специфику развития речи детей с ЗПР и работали над поиском путей преодоления трудностей, возникающих в процессе речевого развития дошкольников с ЗПР.
Исследование специальной литературы показало, что в активном словаре дошкольников с ЗПР преобладают слова конкретного значения, а слова обобщающего характера часто используются неадекватно. Родо-видовые понятия не сформированы. Между активным и пассивным словарным запасом существует значительное расхождение, особенно в отношении слов, обозначающих признаки и отношения объектов. Дошкольники с ЗПР недостаточно владеют антонимическими и синонимическими средствами языка. Для экспрессивной речи характерно большое количество различного рода замен, смешений, повторов. Дети прибегают к активной жестикуляции, пытаясь восполнить отсутствующие в их лексиконе слова (Н.Ю. Борякова, Е.С. Слепович и др.). У дошкольников с ЗПР наблюдается более поздний, чем в норме, период продуцирования детских неологизмов («словотворчества»). В.А. Киселёва считает, что «у старших дошкольников с задержкой психического развития выявляются нарушения лексики как в базовом звене – связь слово – зрительный образ, так и на высоком уровне – обобщения, дифференциации. Опираясь на исследования физиологов, можно сделать заключение, что данное нарушение обуславливается функциональной недостаточностью как право-, так и левополушарных структур головного мозга вследствие нарушения межполушарного взаимодействия» [33, с. 12]. О.М. Коваленко (2003), изучавшая динамику семантической организации лексикона дошкольников с ЗПР, определила, что количественный прирост лексикона у данной категории детей не соответствует его адекватной семантизации [35, с. 67].
Цель данного исследования реализована в ходе опытно-практической работы: была разработана и апробирована система коррекционно-развивающих занятий, содержащий в себе задания, упражнения, методы и приёмы их проведения, направленная на формирование лексического строя речи дошкольников с ЗПР.
В ходе проведения исследования, были рассмотрены теоретические аспекты становления развития лексики ребёнка с сохранным психофизическим развитием, изучены особенности развития лексики дошкольника с ЗПР и разработаны коррекционно-развивающие задания, направленные на развитие лексического строя речи дошкольника с ЗПР.
Установлено, что у дошкольников с ЗПР понимание и использование грамматических форм характеризуются некоторыми особенностями. Среди них: словообразование, недостаточное различение единственного и множественного числа существительных, предлогов, употреблении рода существительных, употреблении относительных прилагательных.
В ходе проведения обучающего эксперимента для формирования лексической правильности речи использовались такие методы: дидактические игры и упражнения, рассказы с использованием слов, в которых дети допускают ошибку, картинки, перевод художественных рассказов, чтение стихов, составление детьми рассказов с использованием группы слов на тему, предложенную воспитателем.
Во время проведения логопедической работы по формированию лексичиского строя речи были учтены:
современные лингвистические и психолингвистические представления о слове;
структура значения слова;
закономерности формирования лексики и грамматики в онтогенезе;
особенности лексико-лексико-грамматического строя речи у детей с данной патологией.
Проведение на заключительно этапе исследования контрольного эксперимента свидетельствует об эффективности проведенных занятий по формированию лексического строя речи у дошкольников с ЗПР.
Так, наблюдается значительное сокращение количества речевых ошибок, допущенных дошкольниками: в образовании существительных множественного числа – на 30%; в образовании существительных множественного числа родительного падежа – на 40%; в согласовании существительных с числительными – на 52%; в употреблении предлогов – на 50%; в образовании относительных прилагательных – на 55%; в употреблении род существительных – на 40%.
Из проведенного исследования можно сделать вывод, что лексический строй речи дошкольников с ЗПР является более совершенным, чем в начале эксперимента
Таким образом, завершив опытно-практическое исследование, мы видим изменения в развитии словарного запаса у исследуемых дошкольников, основанные на систематическом проведении специальных занятий, направленных на формирование лексического строя речи у детей с ЗПР. В ходе занятий с детьми изучались новые слова, расширялось у уточнялось представление о словах, обозначающих предметы, действия и признаки предметов, слова со схожим и противоположным значением, словах с обобщающим значение. Анализируя результаты нашей деятельности, можем наблюдать положительную динамику в развитии лексической стороны речи дошкольников с ЗПР.
Рассмотрев теоретические аспекты проблемы развития лексического строя речи дошкольников с ЗПР и проведя опытно-практическое исследование, направленное на его формирование, пришли к выводу: развитие лексической стороны речи тесно связано с развитием основных психических процессов и потому дети, имеющие ЗПР, так же характеризуются трудностями в речевом развитии, страдают обеднённостью словарного запаса и слабым пониманием семантической стороны речи, а значит из всего этого вытекает необходимость в поиске со стороны воспитателей и педагогов эффективным средств, способствующих преодолению трудностей в речевом развитии дошкольников с ЗПР.
Гипотеза исследования состоит в том, что мы предполагаем, что использование в целях коррекционной помощи специальных упражнений, основанных на коммуникативном и дифференцированном подходах является эффективным средством формирования лексического строя речи у дошкольников с ЗПР подтверждена.
Вместе с тем необходимо отметить, что проблема развития речи дошкольников с ЗПР лишь частично затронута в данном исследовании и нуждается в дальнейшем изучении.
Дана робота виконана без використання російськомовних джерел, має високий рівень унікальності та реальні посилання на джерела. НА САЙТІ НЕ ПЕРЕДБАЧЕНА МОЖЛИВІСТЬ СКАЧУВАННЯ РОБІТ, ВОНИ ВИСИЛАЮТЬСЯ ЗАМОВНИКУ ПІСЛЯ ОПЛАТИ. Для того, щоб ознайомитись з даною роботою (у форматі відео огляду), отримати звіт з перевірки на плагіат та іншу інформацію, звертайтесь за телефоном +380501022921 (Telegram, Viber, WhatsApp) або n0501022921@gmail.com