


Змiст:
Введение
Глава 1. Основы по формированию у младших школьников представлений здорового образ жизни
1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»
1.2. Приемы формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников
1.3. Условия педагогической эффективности формирования представлений о здоровом образе жизни
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности педагогических условий формирования здорового образа жизни у младших школьников
2.1 Диагностика сформированности представлений о здоровом образе жизни у младших школьников
2.2 Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Висновок:
Среди жизненных ценностей современного человека первое место занимает ценность жизни и здоровья. В последние десятилетия мировая наука относит проблему здоровья, в широком смысле этого понятия, к кругу глобальных проблем, решение которых обусловливает характеристики будущего развития человечества. Здоровье является элементом индивидуальной культуры жизнедеятельности человека. Эта культура определяется уровнем развития умений и навыков, способствующих сохранению, укреплению и восстановлению здоровья человека, реализации внутренних резервов его организма. Культура здоровья отражается в специфических формах и способах жизнедеятельности личности, которые формируются еще в детстве, и реализуются в течение всей жизни.
Здоровье детей – главная цель общества, ибо именно они определяют будущее благополучие страны, дальнейшее экономическое и духовное развитие, уровень жизни, культуры, науки.
Как показало проведенное теоретическое исследование, здоровье оценивают по самым разнообразным признакам. Здоровье – это нормальное развитие тела, интеллекта, психики индивидуума, которое проявляется в адекватном эмоциональном и моральном поведении. С позиций изложенного понимания феномена здоровья человека происходит определение понятия «здорового образа жизни»: это все в человеческой деятельности, что касается сохранения, укрепления здоровья и оздоровления условий жизни. Составляющие здорового образа жизни содержат различные элементы, касающиеся всех сфер здоровья – физического, психического, социального и духовного.
Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Именно младший школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Работа учителя в этом направлении будет эффективной, если учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, создаются надлежащие условия, систематически и целенаправленно проводится работа в данном направлении с семьями воспитанников.
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Во второй главе дипломной работы было проведено исследование, направленное на изучение особенностей формирование у младших школьников представлений и понятий о здоровом образе жизни, основным задачами которого выступали: выявить умение детей придерживаться режима дня на практике; выявить начальный уровень представлений и понятий младших школьников об организме человека и о здоровом образе жизни; установить степень интереса детей к строению своего организма, желание сохранить его здоровым.
Анкетирование родителей показало, что большинство младших школьников не соблюдают режим дня, мало внимания уделяют физическим упражнениям и спорту, подвержены простудным заболеваниям.
В ходе экспериментального исследования особенностей формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников было выявлено, что только 23% учащихся начальных классов имеют высокий уровень, который характеризуется тем, что ребенок имеет четкое представление о понятии «здоровье» и связывает его с состоянием человека, с состоянием окружающей среды, негативно относится к вредным привычкам, уверенно называет полезные привычки, понимает их влияние на состояние здоровья, настроен на здоровый образ жизни, соблюдает правила гигиены, чистоплотен, аккуратен, активно принимает участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях. Большинство учащихся (41%) имеют средний уровень, т.е. имеют приблизительное представление о понятии «здоровье», связывают его с состоянием человека, имеют небольшое представление о вредных привычках, называют полезные привычки, с помощью взрослого обнаруживают связь между здоровьем и окружающей средой, участвует в оздоровительных и закаливающих мероприятиях. Довольно большой процент учащихся (36%) имеет низкий уровень формированности представлений о здоровом образе жизни (бессистемные представление о понятии «здоровье» как состоянии человека, не связывает состояние здоровья с состоянием окружающей среды, не отрицает вредных привычек, не может рассказать о полезных привычках (нужны наводящие вопросы), в оздоровительных мероприятиях участвовать не любит). Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения специальных занятий, направленных на формирование у младших школьников представлений о здоровом образе жизни.
Задачами школы на данном этапе являются:
формирование у учащихся сознательного отношения к жизни и здоровья;
выработка у учащихся навыков здорового образа жизни;
формирование здоровьесберегающей компетентности школьников.
В связи с этим была разработана программа формирования представлений о здоровом образе жизни «Школа здоровья».
Цель программы – создать условия для формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни. Процесс формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников состоит из трех этапов, которые отличаются друг от друга как специфическими задачами, так и особенностями методики. Цель первого этапа – сформировать у учащихся элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни. На втором этапе (этап углубленного изучения) формируется полноценное понимание основ здорового образа жизни. Назначение третьего этапа – закрепление знаний, умений и навыков сохранения и укрепления здоровья и их дальнейшего совершенствования. Цель данного этапа – умение сохранять здоровье и перевести это в навык, который будет использоваться в повседневной жизни.
Мероприятия, проводимые в рамках данной программы предусматривают проведение тематических классных часов, дней здоровья, интеллектуальных конкурсов, соревнований, викторин, практических занятий.
Как показали результаты повторной диагностики, в результате проведенных занятий «Школы здоровья» произошли качественные изменения общего уровня представления о здоровом образе жизни: резко возросло количество учеников, имеющих высокий уровень: с 5 до 9, и сократилось количество детей, имеющих низкий уровень: с 8 до 2. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной работы.
Дана робота виконана без використання російськомовних джерел, має високий рівень унікальності та реальні посилання на джерела. НА САЙТІ НЕ ПЕРЕДБАЧЕНА МОЖЛИВІСТЬ СКАЧУВАННЯ РОБІТ, ВОНИ ВИСИЛАЮТЬСЯ ЗАМОВНИКУ ПІСЛЯ ОПЛАТИ. Для того, щоб ознайомитись з даною роботою (у форматі відео огляду), отримати звіт з перевірки на плагіат та іншу інформацію, звертайтесь за телефоном +380501022921 (Telegram, Viber, WhatsApp) або n0501022921@gmail.com