Тип роботи:
Об'єм: 42 стор.
Вартiсть: 90 грн.
Змiст:
Введение
Раздел 1
Психологическая защита как предмет исследования психологии личности
1.1. Понятие психологической защиты личности
1.2. Характеристика основных механизмов психологической защиты личности
1.3. Особенности формирования механизма психологической защиты
Выводы к первому разделу
Раздел 2
Экспериментальное исследование стратегий психологической защиты в подростковом возрасте
2.1. Характеристика базы и методик исследования
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы ко второму разделу
Заключение
Список литературы
Приложения
Висновок:
Таким образом, можем утверждать, что цель данной работы достигнута. Задачи выполнены, а именно: проанализирована социально-психологическая и психолого-педагогическая литература по теме; экспериментальным путем выявлены доминирующие механизмы психологической защиты школьников подросткового возраста.
Современная школа отражает современное состояние общества. Конфликты же в школах, как в межличностном взаимодействии учащихся, так и при взаимодействии учителей и учеников, происходят довольно часто. Особое внимание ученых привлекает вопрос рост агрессивности и конфликтности среди подростков в школьной среде. Именно в подростковом периоде наблюдается активная реакция ребят на многие события жизни. В этом проявляется потребность быть участником, а не просто свидетелем происходящих событий, быть не таким как другие, заявить о себе делом, поступком выразить свое отношение к происходящему, хотя ученики-подростки не четко представляют себе последствия таких поступков.
В случаях общения, возникновения противоречивых ситуаций, конфликтном взаимодействии каждый человек, в том числе и подростки, используют свою стратегию психологической защиты (механизм защиты своего «Я»), который иногда действует на подсознательном уровне.
Психологическая защита трактуется как система регуляторных механизмов в психике, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.
Психологический механизм защиты рассматривается как определенная форма поведения личности для самозащиты от внешнего, агрессивного, по ее мнению, действий для сведения к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функцией психологического механизма защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. Исследователи выделяют три основных стратегии психологической защиты: миролюбие, избегание и агрессия. При использовании миролюбия как механизма защиты своего «Я» ведущую роль играют интеллект и характер. Избежание основано на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов личности. Агрессия же действует на основе инстинкта и чаще бессознательно. Довольно часто встречаются люди, которые активно используют различные стратегии психологической защиты в конфликтах в зависимости от их индивидуально-психологических особенностей и конфликтной ситуации, которая сложилась.
С целью изучения особенностей использования механизмов психологической защиты была использована методика В.Бойко «Оценка доминирующей стратегии психологической защиты в конфликтах» В.В. Бойко.
В нашей работе мы обнаружили характерные для подростков стратегии психологической защиты в конфликтных ситуациях в системах отношений «ученик - ученик» и «учитель - ученик».
По данным исследования можно сделать вывод о том, что существует определенные различия использования различных механизмов психологической защиты в системах отношений «ученик - ученик» и «учитель - ученик», что подтверждает выдвинутую нами в начале исследования гипотезу.
Итак, по результатам экспериментального исследования преобладающей стратегией психологической защиты в системе отношений «подросток-подросток» является агрессия, а избежание является наименее выраженным. Такой психологический механизм защиты как агрессия формируется в детском возрасте и поэтому не требует предварительного обучения. Зачастую агрессия приводит к тому, что человек не может адекватно оценивать происходящее вокруг него и это вызывает трудности в поведении. В системе отношений «учитель-ученик» наоборот доминирующим механизмом психологическим механизмом защиты является избегание, а агрессия является наименее выраженной.
Таким образом, знание основных стратегий психологической защиты подростков в конфликтной ситуации даст возможность учителю предвидеть поступки учащихся, предупредить деструктивные последствия конфликта и полностью реализовать основную цель учебно-воспитательного процесса, а именно: всестороннее и гармоничное развитие личности подростка.
НА САЙТІ НЕ ПЕРЕДБАЧЕНА МОЖЛИВІСТЬ СКАЧУВАННЯ РОБІТ, ВОНИ ВИСИЛАЮТЬСЯ НА ЕЛЕКТРОННУ СКРИНЬКУ ПІСЛЯ ОПЛАТИ. Для того, щоб ознайомитись з оглядом цієї роботи у форматі відео, отримати звіт з перевірки на плагіат та іншу інформацію, звертайтесь за телефоном +380501022921 (Telegram, Viber, WhatsApp) або n0501022921@gmail.com