перейти на сайт>>

Механизм защиты Фрейда

ID роботи: 429
Тип роботи:
Об'єм: 30 стор.
Вартiсть: 70 грн.


Змiст:

Введение
Раздел 1. Понятие и сущность защитных механизмов личности
1.1. Общее понятие о механизмах психологической защиты личности
1.2. Особенности формирования механизмов психологической защиты
1.3. Особенности проявления механизмов психологической защиты
Раздел 2. Экспериментальное исследование особенностей формирования защитных психологических механизмов
2.1. Характеристика методологической базы исследования
2.2. Характеристика результатов исследования механизмов психологической защиты школьников
Выводы
Литература



Висновок:

Анализ литературы по рассматриваемой проблеме позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время существует большое количество попыток интеграции значительной части теоретического и эмпирического знания о механизмах защиты в единую концепцию.

Впервые понятие «защита» использовано З. Фрейдом. Как указывал основатель психоанализа, основная проблема человеческого существования заключается в том, чтобы справиться со страхом и тревогой, которые возникают в самых разных ситуациях. Ликвидация тревоги и избавление от страха – это наиболее мощный критерий действия защитных механизмов.

В настоящее время большинство исследователей рассматривают механизмы психологической защиты в качестве процессов интрапсихической адаптации личности за счет подсознательной переработки поступающей информации. Включаясь в психотравмирующей ситуации, защитные механизмы выступают в роли своеобразных барьеров на пути продвижения информации, в результате чего информация либо игнорируется, либо искажается, либо фальсифицируется.

Наиболее релевантной задачам нашего анализа является теоретическая модель психологической защиты Роберта Плутчика, т.к. в данной модели есть попытка соединить понимание природы защитных механизмов с психометрическими техниками разработки тестов. Сложность и универсальность этой теоретической модели служат для нас хорошим обоснованием в стремлении вынести её за рамки интрапсихической сферы жизнедеятельности человека и применить для решения некоторых практических проблем возрастной и педагогической психологии. Психологическая защита является нормальным, повседневно работающим механизмом человеческого сознания.

У взрослых можно выделить следующие виды механизмов психологической защиты:

1) отрицание – это стремление избежать новой информации, проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Внимание блокируется на стадии восприятия;

2) проекция – бессознательный перенос неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на других;

3) регрессия – возвращение к более незрелым паттернам поведения;

4) замещение – индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект;

5) подавление – страх блокируется посредством забывания реального стимула, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним;

6) интеллектуализация (рационализация) – произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над любой ситуацией;

7) реактивное образование – выработка и подчеркивание в поведение прямо противоположных установок. Проявляется в неприятии всего, связанного с функционированием организма и отношениями полов;

8) компенсация – проявляется в исправлении или нахождении замены своей неполноценности.

Р. Плутчик отмечает, что в числе первых возникают механизмы, связанные с перцептивными процессами. Они несут ответственность за защиты, связанные с невидением, непониманием информации (перцептивные защиты). К этой группе относятся отрицание и регрессия. Они выступают как наиболее примитивные и характеризуют «злоупотребляющую» ими личность как эмоционально менее зрелую. Затем возникают защиты, связанные с процессами памяти, а именно с забыванием информации (вытеснение и подавление). Самыми последними, по мере развития процессов мышления и воображения, формируются и наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработкой и переоценкой информации (рационализация). Компенсация – онтогенетически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно.

Необходимо подчеркнуть огромное значение психологических защит для снятия различного рода напряжений в психике индивида. Защита способна предотвратить дезорганизацию поведения человека, наступающую не только при столкновении сознательного и бессознательного, но и в случае противоборства между вполне осознаваемыми установками. Основным в психологической защите является перестройка системы установок, направленная на устранение чрезмерного эмоционального напряжения и предотвращения социально-психологической дезадаптации. Психологи считают механизмы защиты теми первичными интрапсихическими образованиями, которые являются следствием ограничения спонтанной экспрессии человека. С их помощью стабилизируется так называемая «позитивная Я-концепция» и ослабляется эмоциональный конфликт, угрожающий её стабильности.

Полученные в эмпирическом исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы.

Вытеснение является наиболее распространенным механизмом психологической защиты в старшем школьном возрасте, что, по-видимому, обусловлено как достаточно большим количеством фрустрирующий ситуаций, так и осознанием наличия конфликта, который учащиеся не могут разрешить более конструктивными способами.

Уровень развития мышления связан с частотой использования в старшем школьном возрасте таких защитных механизмов, как «вытеснение», «изоляция», «сублимация». Чем выше уровень мышления, тем чаще в защитной стратегии старших школьников используется «сублимация», при снижении уровня мышления повышается частота использования вытеснения и изоляции. Таким образом, высокий уровень мышления позволяет значительно снизить частоту использования недостаточно адаптивных механизмов психологической защиты.

Изменение в степени выраженности отдельных видов механизмов психологической защиты и расширение их репертуара помогает учащимся в преодолении сложных ситуаций и способствует их социализации. Примером такой динамики может служить снижение уровня деструктивизма и увеличение конформизма в репертуарном наборе МПЗ на протяжении страшего школьного возраста.

Способ реагирования в ситуации фрустрации имеет тесную взаимосвязь с механизмами психологической защиты. Так, при препятственно-доминантном реагировании возрастает использование таких защитных механизмов, как «вытеснение» и «уход», при фиксации на самозащите – регрессии, при необходимо-упорствующем реагировании – сублимации.

Появление к концу старшего школьного возраста достаточно разнообразного репертуара психологических защит может служить доказательством становления у школьников способности к преодолению сложных ситуаций.

Гипотеза исследования подтвердилась: в процессе взросления система психологических защитных механизмов развивается, доминирующими становятся механизмы более высокого уровня (вытеснение, рационализация).

Репертуар психологических защит имеет тенденцию к стабилизации с возрастом. Если у учащихся восьмых классов в репертуаре представлены девять видов защитных механизмов (в среднем три механизма у одного учащегося), то в одиннадцатых классах репертуар состоит из шести механизмов и по среднестатистическому показателю на одного учащегося приходится один механизм.


НА САЙТІ НЕ ПЕРЕДБАЧЕНА МОЖЛИВІСТЬ СКАЧУВАННЯ РОБІТ, ВОНИ ВИСИЛАЮТЬСЯ НА ЕЛЕКТРОННУ СКРИНЬКУ ПІСЛЯ ОПЛАТИ. Для того, щоб ознайомитись з оглядом цієї роботи у форматі відео, отримати звіт з перевірки на плагіат та іншу інформацію, звертайтесь за телефоном +380501022921 (Telegram, Viber, WhatsApp) або n0501022921@gmail.com

Замовити цю роботу за допомогою форми: