Тип роботи:
Об'єм: 56 стор.
Вартiсть: 120 грн.
Змiст:
Введение
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические принципы исследования особенностей восприятия пространства у дошкольников с нарушением зрения
1.1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования
1.2.Виды и классификация зрительных аномалий
1.3 Особенности пространственных представлений у детей с нарушениями зрения
Выводы к главе 1
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование особенностей восприятия пространства у дошкольников с нарушением зрения
2.1 Характеристика базы и методик исследования
2.2. Интерпретация результатов исследования
2.3. Обобщение результатов эксперимента и рекомендации по формированию пространственных представлений слабовидящих дошкольников
Вывод к главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Висновок:
Таким образом, проблема формирования восприятия пространства является одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Решать эту проблему надо в период дошкольного обучения.
В процессе написания курсовой работы была достигнута ее цель и основные задачи.
Проведенный анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования свидетельствует о том, что процесс пространственного различения осуществляется благодаря совокупной условно-рефлекторной деятельности всех анализаторов. Нарушение функций одного из них не может лишить человека возможности различать пространство. Несмотря на то, что анализаторов, специализирующихся на восприятии пространства, не существует, все же нарушение зрительных функций существенно ограничивает и затрудняет ориентацию в пространстве. У детей с нарушениями зрения отмечаются нарушения в ориентировке на плоскости, в окружающем пространстве, в схеме собственного тела. Это связано с тем, что у таких детей сужается поле зрения, снижается точность и дифференцированность восприятия пространства и соответственно пространственных представлений, а также у них ограничивается возможность воспринимать мир дистанно. Приемы узнавания и осмысления предметов и изображений у слабовидящих детей и нормально видящих одинаковы, но овладение ими у детей с нарушением зрения происходит медленней и информативно беднее, чем у нормально видящих детей.
Проанализированы виды и классификация зрительных аномалий. Отмечается, что нарушение зрительного анализатора вызывает у ребенка трудности в познавательной деятельности, ограничивают возможности ребенка. Он получает меньше информации об окружающей среде (как количественно, так и качественно) по сравнению с детьми с нормальным зрением.
Рассмотрены особенности пространственных представлений у детей с нарушениями зрения. Отмечается, что в дошкольном возрасте у детей в основном складываются элементарные представления о пространстве. Они необходимы ребенку для успешного овладения знаниями при изучении природоведения, географии, рисования, черчения и других предметов. Понимание детьми отношений предметов и объектов в пространстве проходит через несколько последовательных этапов, характеризующихся различной степенью осознанности пространственных признаков, свойств и отношений.
У слабовидящих детей целенаправленный процесс зрительного восприятия растягивается во времени, поэтому требуются специальные коррекционные условия для формирования компенсаторных способов зрительной ориентации за счет словесной регуляции, расчленения процесса восприятия на отдельные подэтапы и этапы по уточнению, конкретизации, обогащению зрительной информации.
Проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение пространственных представлений детей с нарушением зрения.
В качестве методик исследования выбраны следующие: «Проба Хеда», проба «Зеркальные буквы», методика «Исследование пространственных представлений о расположении объектов».
Сделаны выводы об особенностях восприятия пространства у детей с нарушениями зрения.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста наблюдаются значительные сложности в пространственном ориентировании.
Сравнивая особенности восприятия пространства у детей с нарушениями зрения и у детей с нормальным зрением, мы видим, что ориентирование в пространстве у детей с нарушениями зрения связано с рядом трудностей, которые в то же время, могут быть успешно преодолены в процессе коррекционно-развивающей работы.
В то же время результаты исследования показали, что дошкольники с нормальным зрением не испытывают значительных трудностей при выполнении тестовых заданий.
Это объясняется тем, что она является таким видом деятельности, которая требует от незрячего и слабовидящего участия всех психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления и речи. В пространственном ориентировании участвуют слуховой, осязательный, кинестетический, статический анализаторы и обонятельный. Так важным источником информации о пространстве является слух. Сознательно и точно ориентироваться в пространстве может лишь тот ребенок, который достаточно правильно представляет его. Представлять пространство – это значит помнить, какие предметы находятся в нем и на каком расстоянии друг от друга они расположены, каковы особенности конфигурации самого пространства.
НА САЙТІ НЕ ПЕРЕДБАЧЕНА МОЖЛИВІСТЬ СКАЧУВАННЯ РОБІТ, ВОНИ ВИСИЛАЮТЬСЯ НА ЕЛЕКТРОННУ СКРИНЬКУ ПІСЛЯ ОПЛАТИ. Для того, щоб ознайомитись з оглядом цієї роботи у форматі відео, отримати звіт з перевірки на плагіат та іншу інформацію, звертайтесь за телефоном +380501022921 (Telegram, Viber, WhatsApp) або n0501022921@gmail.com