Тип роботи:
Об'єм: 33 стор.
Вартiсть: 70 грн.
Змiст:
Введение
Глава 1. Теоретический обзор исследований проблемы детских страхов
1.1. Страх в структуре эмоциональных состояний детей дошкольного возраста
1.2. Причины и факторы возникновения страхов у детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальное исследование страхов детей дошкольного возраста
2.1. Характеристика методики и базы исследования
2.2. Результат исследования страхов у детей дошкольного возраста
ВЫВОДЫ
Список литературы
Приложения
Висновок:
Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность в наши дни: отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причиной этому могут быть не только возрастные и индивидуальные особенности детей, но и неопределенность современной жизни, переживание беспокойства у значительной части населения, возросшее количество стрессов как у взрослых, так и у детей, отсутствие безопасности и уверенности в завтрашнем дне.
Страх возникает в ответ на действие угрожающего стимула и всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Понимание опасности, её осознание формируется в процессе приобретения жизненного опыта и специфики межличностных отношений, когда некоторые нейтральные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты и т.д.).
Гораздо более распространены так называемые внушённые детские страхи. Их источник – взрослые, близкое окружение ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые своим волнением непроизвольно заражают ребёнка страхом, или излишне настойчиво, подчёркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. Начало посещения школы проводит своеобразную черту между дошкольным детством и уже «почти взрослой» школьной жизнью. Новая социальная позиция способствует переключению внимания на более конкретные цели.
Поэтому, если в преддошкольный период ребенку передается страх перед школой (рассказы родителей, которые сами испытывали школьные страхи; примеры старших братьев или сестер, имевших школьные проблемы и т.д.), то ребенок еще до начала посещения школы будет испытывать настороженность, опасения и, соответственно, «находить» у себя большое количество различных страхов. Детские страхи требуют самого внимательного изучения с целью более ранней профилактики, предупреждения и устранения их, что предотвратит отрицательное воздействие устойчивых негативных переживаний на развитие личности ребенка.
Предметы детского страха делятся на две большие группы: действующие преимущественно так органы внешних чувств ребенка, и преимущественно на детское воображение и разум. Зрительные впечатления служат одним из самых богатых источников страха для детей. Другим источником детского страха служат слуховые впечатления и, прежде всего, сильные шумы - раскат грома, выстрел из пушки и ружья, разного рода взрывы, падение тяжестей и т.п.
Страх - одно из ранних ощущений ребенка и предшествует его знакомству с предметами, их вредными и опасными свойствами.
Страх возникает вследствие опыта жизни двойным путем: перенос страдания и лишения удовольствие.
Для диагностирования различных видов страха в работе предлагается несколько методик. Для родителей - анкеты, для детей - создание игр-ситуаций, а также активизация предыдущего опыта ребенка.
Чаще боятся дети, которым недостает позитивного общения с родителями: им мало читают, не играют с ними, а взамен часто прибегают к поучениям и угрозам, рационально подходят к эмоциональной жизни ребенка. Меньше страхов замечено у детей, растущих в семьях, где родители относятся к ребенку дружелюбно и с эмоциональной теплотой, не окружают малыша чрезмерной опекой.
Наличие у ребенка любых страхов - первый симптом того, что он испытывает внутреннее напряжение, не может справиться с собственными эмоциями и трудностями. Нервная система дошкольника еще слаба, самостоятельно ему трудно преодолеть страхи.
Как показал опрос родителей, большинство детей не страдают от явно выраженных переживаний, их не мучают страхи, они спокойно спят ночью и проявляют одинаковую приверженность к каждому из родителей.
На рисунках 70% дошкольников изображен только детский сад, что свидетельствует о том, что у детей очень мало, либо нет совсем друзей в группе.
Изобразить свои страхи смогли подавляюще большинство детей (89%), что свидетельствует о способности детей бороться со своими страхами.
Результаты методики М. А. Панфиловой «Страхи в домиках» показали, что наиболее распространенным страхом у дошкольников исследуемой группы является страх смерти. Также дети боятся темноты, животных, насекомых, огня, врачей.
В результате проведенной диагностики методик мы обнаружили, что среди детей старшего дошкольного возраста выявлен преимущественно низкий и средний уровень страха.
Успешность устранения страхов зависит от знания причин и особенностей психического развития. Механизмы развития страхов сочетаются между собой, образуя их сложно мотивированную структуру. Страхи, возникающие в результате психологического заражения или внушения, устраняются не только воздействием на ребенка, но и в результате изменения неадекватно сформировавшихся отношений родителей. Личностно обусловленные страхи могут быть устранены и оказанием помощи непосредственно детям, в то время как ситуационные страхи требуют комбинированного подхода. Во всех случаях целесообразно смотреть на страхи не столько глазами взрослых, сколько глазами детей.
Основное содержание рекомендаций по устранению страхов сводится к одному: понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример родителей создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов. Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится, такой беззащитный и несчастный, поскольку во всем он зависит от родителей, несущих персональную ответственность за его самочувствие и способность противостоять внутренним и внешним угрозам.
НА САЙТІ НЕ ПЕРЕДБАЧЕНА МОЖЛИВІСТЬ СКАЧУВАННЯ РОБІТ, ВОНИ ВИСИЛАЮТЬСЯ НА ЕЛЕКТРОННУ СКРИНЬКУ ПІСЛЯ ОПЛАТИ. Для того, щоб ознайомитись з оглядом цієї роботи у форматі відео, отримати звіт з перевірки на плагіат та іншу інформацію, звертайтесь за телефоном +380501022921 (Telegram, Viber, WhatsApp) або n0501022921@gmail.com