


Змiст:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование проблемы взаимоотношений младших школьников со сверстниками
1.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста
1.2. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте
1.3. Индивидуальные типы отношения к сверстнику в младшем школьном возрасте
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное изучение взаимоотношений младших школьников со сверстниками
2.1. Методы и процедура исследования взаимоотношений младших школьников со сверстниками
2.2. Описание опытно-экспериментальной работы
2.3. Анализ и интерпретация результатов психологического исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Висновок:
Итак, младший школьный возраст - это возраст 6 (7) - 10-летних детей, обучающихся в I - III (IV) классах современной отечественной начальной школы.
Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.
Положение ребенка в системе личных взаимоотношений зависит от целого ряда факторов, но и само является существенной предпосылкой формирования личности. Ведь качества личности и особенности поведения, обуславливающие положение человека в обществе, могут быть поняты и в обратном смысле, а именно как результат воздействия на личность того статуса, который она приобретает в группе.
Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций. Однако если у ребенка существует хотя бы одна взаимная привязанность, он перестает осознавать и не очень переживает свое объективно плохое положение в системе личных отношений. Даже один-единственный взаимный выбор является своеобразной психологической защитой и может уравновесить несколько отрицательных выборов, поскольку превращает ребенка из «отверженного» в «признаваемого».
В формировании возникающих у младших школьников межличностных отношений решающая роль принадлежит педагогу. В начале школьного обучения, пока еще у детей не сложились собственные отношения и оценки как себя, так и одноклассников, они безоговорочно принимают и усваивают оценки учителя, являющегося для детей высшим авторитетом.
С первых дней пребывания в школе ребёнок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. Психологами доказано, что успешность обучения тесно связана с тем, какие отношения складываются у ребёнка с педагогами и сверстниками, поэтому очень важно как можно более подробно изучать проблему влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками.
Главной задачей нашей работы являлось выявление и изучение особенностей межличностных отношений и общения младших школьников и динамики этих особенностей на протяжении периода начального обучения.
Проведённое нами исследование позволяет сделать следующие выводы:
Исследованные младшие школьники обладают развитой системой межличностных отношений.
Результаты исследования по методика «Социометрия» показали, что в данной группе к «лидерам» можно отнести 1 человека, к «предпочитаемым» относится 4 человека, статус «принятые» - имеют 3 человека, «непринятые» – 1 школьник.
Изучение сформированной межличностной толерантности у учеников вторых классов свидетельствует о недостаточной форсированности данного качества примерно у 50% учащихся.
Наиболее влиятельными, авторитетными лицами для своих одноклассников являются высокостатусные и среднестатусные младшие школьники.
Лидеры и среднестатусные ученики адекватно представляют картину межличностных предпочтений в группе, низкостатусные младшие школьники зачастую не имеют представления о том, для кого они могут быть значимы в своем классе.
Среднестатусные учащиеся, реализуя большую часть социометрических и референтометрических выборов, оказывают значительное влияние на формирование статусной иерархии и системы отношений в школьном классе в целом. При этом, обеспечивая взаимность выборов, они тем самым, определяют эмоциональное благополучие и психологический комфорт в ученической группе. Представители всех статусных категорий в первую очередь надеются на то, что они будут приняты группой и будут включены во внутригрупповые процессы благодаря среднестатусным школьникам.
После выводов, сделанных на основе результатов исследования можно дать следующие рекомендации: Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности учителя.
Дана робота виконана без використання російськомовних джерел, має високий рівень унікальності та реальні посилання на джерела. НА САЙТІ НЕ ПЕРЕДБАЧЕНА МОЖЛИВІСТЬ СКАЧУВАННЯ РОБІТ, ВОНИ ВИСИЛАЮТЬСЯ ЗАМОВНИКУ ПІСЛЯ ОПЛАТИ. Для того, щоб ознайомитись з даною роботою (у форматі відео огляду), отримати звіт з перевірки на плагіат та іншу інформацію, звертайтесь за телефоном +380501022921 (Telegram, Viber, WhatsApp) або n0501022921@gmail.com