Тип роботи:
Об'єм: 80 стор.
Вартiсть: 200 грн.
Змiст:
Введение
Глава I. Теоретико-методические подходы к проблеме развития лексической стороны речи у детей с зпр
1.1. Процесс формирования лексической стороны речи дошкольников в научных исследованиях
1.2. Развитие лексической стороны речи у детей с ЗПР
Глава II. Экспериментальное исследование Развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с ЗПР
2.1. Характеристика базы и методики исследования
2.2. Анализ результатов обследования лексической стороны речи у детей с ЗПР
Глава III. Методика формирования лексического строя речи дошкольников с ЗПР и контрольный срез
3.1. Методические аспекты и основные направления формирования лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
3.2. Анализ эффективности обучающего эксперимента по формированию лексического строя речи дошкольников с ЗПР
Заключение
Список литературы
Приложения
Висновок:
Большая распространенность нарушений речи у детей с ЗПР вызывает необходимость их дальнейшего углубленного изучения и определения путей повышения эффективности коррекционного воздействия. Нарушения речи при ЗПР часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы. Нарушения речи у детей данной группы вызывают серьёзные трудности в организации собственного речевого поведения и отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории людей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря и словаря прилагательных, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации диалогическая и монологическая речь, особенности поведения незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.
Л.С. Выготский, Р.Д. Тригер, Е.С. Слепович, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, И.А. Мельчук, С.Н. Цейтлин и многие другие учёные, чьи труды использовались в нашем исследовании, изучали специфику развития речи детей с ЗПР и работали над поиском путей преодоления трудностей, возникающих в процессе речевого развития дошкольников с ЗПР.
Исследование специальной литературы показало, что в активном словаре дошкольников с ЗПР преобладают слова конкретного значения, а слова обобщающего характера часто используются неадекватно. Родо-видовые понятия не сформированы. Между активным и пассивным словарным запасом существует значительное расхождение, особенно в отношении слов, обозначающих признаки и отношения объектов. Дошкольники с ЗПР недостаточно владеют антонимическими и синонимическими средствами языка. Для экспрессивной речи характерно большое количество различного рода замен, смешений, повторов. Дети прибегают к активной жестикуляции, пытаясь восполнить отсутствующие в их лексиконе слова (Н.Ю. Борякова, Е.С. Слепович и др.). У дошкольников с ЗПР наблюдается более поздний, чем в норме, период продуцирования детских неологизмов («словотворчества»). В.А. Киселёва считает, что «у старших дошкольников с задержкой психического развития выявляются нарушения лексики как в базовом звене – связь слово – зрительный образ, так и на высоком уровне – обобщения, дифференциации. Опираясь на исследования физиологов, можно сделать заключение, что данное нарушение обуславливается функциональной недостаточностью как право-, так и левополушарных структур головного мозга вследствие нарушения межполушарного взаимодействия» [33, с. 12]. О.М. Коваленко (2003), изучавшая динамику семантической организации лексикона дошкольников с ЗПР, определила, что количественный прирост лексикона у данной категории детей не соответствует его адекватной семантизации [35, с. 67].
Цель данного исследования реализована в ходе опытно-практической работы: была разработана и апробирована система коррекционно-развивающих занятий, содержащий в себе задания, упражнения, методы и приёмы их проведения, направленная на формирование лексического строя речи дошкольников с ЗПР.
В ходе проведения исследования, были рассмотрены теоретические аспекты становления развития лексики ребёнка с сохранным психофизическим развитием, изучены особенности развития лексики дошкольника с ЗПР и разработаны коррекционно-развивающие задания, направленные на развитие лексического строя речи дошкольника с ЗПР.
Установлено, что у дошкольников с ЗПР понимание и использование грамматических форм характеризуются некоторыми особенностями. Среди них: словообразование, недостаточное различение единственного и множественного числа существительных, предлогов, употреблении рода существительных, употреблении относительных прилагательных.
В ходе проведения обучающего эксперимента для формирования лексической правильности речи использовались такие методы: дидактические игры и упражнения, рассказы с использованием слов, в которых дети допускают ошибку, картинки, перевод художественных рассказов, чтение стихов, составление детьми рассказов с использованием группы слов на тему, предложенную воспитателем.
Во время проведения логопедической работы по формированию лексичиского строя речи были учтены:
современные лингвистические и психолингвистические представления о слове;
структура значения слова;
закономерности формирования лексики и грамматики в онтогенезе;
особенности лексико-лексико-грамматического строя речи у детей с данной патологией.
Проведение на заключительно этапе исследования контрольного эксперимента свидетельствует об эффективности проведенных занятий по формированию лексического строя речи у дошкольников с ЗПР.
Так, наблюдается значительное сокращение количества речевых ошибок, допущенных дошкольниками: в образовании существительных множественного числа – на 30%; в образовании существительных множественного числа родительного падежа – на 40%; в согласовании существительных с числительными – на 52%; в употреблении предлогов – на 50%; в образовании относительных прилагательных – на 55%; в употреблении род существительных – на 40%.
Из проведенного исследования можно сделать вывод, что лексический строй речи дошкольников с ЗПР является более совершенным, чем в начале эксперимента
Таким образом, завершив опытно-практическое исследование, мы видим изменения в развитии словарного запаса у исследуемых дошкольников, основанные на систематическом проведении специальных занятий, направленных на формирование лексического строя речи у детей с ЗПР. В ходе занятий с детьми изучались новые слова, расширялось у уточнялось представление о словах, обозначающих предметы, действия и признаки предметов, слова со схожим и противоположным значением, словах с обобщающим значение. Анализируя результаты нашей деятельности, можем наблюдать положительную динамику в развитии лексической стороны речи дошкольников с ЗПР.
Рассмотрев теоретические аспекты проблемы развития лексического строя речи дошкольников с ЗПР и проведя опытно-практическое исследование, направленное на его формирование, пришли к выводу: развитие лексической стороны речи тесно связано с развитием основных психических процессов и потому дети, имеющие ЗПР, так же характеризуются трудностями в речевом развитии, страдают обеднённостью словарного запаса и слабым пониманием семантической стороны речи, а значит из всего этого вытекает необходимость в поиске со стороны воспитателей и педагогов эффективным средств, способствующих преодолению трудностей в речевом развитии дошкольников с ЗПР.
Гипотеза исследования состоит в том, что мы предполагаем, что использование в целях коррекционной помощи специальных упражнений, основанных на коммуникативном и дифференцированном подходах является эффективным средством формирования лексического строя речи у дошкольников с ЗПР подтверждена.
Вместе с тем необходимо отметить, что проблема развития речи дошкольников с ЗПР лишь частично затронута в данном исследовании и нуждается в дальнейшем изучении.
НА САЙТІ НЕ ПЕРЕДБАЧЕНА МОЖЛИВІСТЬ СКАЧУВАННЯ РОБІТ, ВОНИ ВИСИЛАЮТЬСЯ НА ЕЛЕКТРОННУ СКРИНЬКУ ПІСЛЯ ОПЛАТИ. Для того, щоб ознайомитись з оглядом цієї роботи у форматі відео, отримати звіт з перевірки на плагіат та іншу інформацію, звертайтесь за телефоном +380501022921 (Telegram, Viber, WhatsApp) або n0501022921@gmail.com