Тип роботи:
Об'єм: 70 стор.
Вартiсть: 300 грн.
Змiст:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ
1.1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования
1.2. Характеристика словообразования у старших дошкольников с нормативным развитием и ОНР III уровня
1.3. Особенности формирования операций словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОПЕРАЦИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ
2.1. Методы и методики экспериментального исследования
2.2. Количественный и качественный анализ констатирующего этапа эксперимента
2.3. Сравнительный анализ уровня сформированности операций словообразования у старших дошкольников с нормативным развитием и с ОНР III уровня
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2
ГЛАВА 3
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ
3.1. Специфика логопедической работы по формированию операций словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня
3.2. Программа формирования операций словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня
3.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов
3.4. Методические рекомендации по внедрению программы формирования словаря у старших дошкольников с ОНР III уровня
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Висновок:
Таким образом, в процессе написания магистерской диссертации была достигнута ее основная цель, а именно рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования операций словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня. Достижению поставленной цели способствовало решение основных задач, поставленных в начале работы:
Проведен анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования. Анализ источников различных научных отраслей продемонстрировал наличие научного обоснования, а также актуальность исследования проблем коррекции речи дошкольников с ОНР для определенного круга наук, в частности: психологии, психолингвистики, языкознания, педагогики, логопедии. Исследователями отмечается что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к росту общего недоразвития речи (ОНР), при котором недостаточно сформированы основные компоненты речевой функциональной системы: лексический, грамматический, фонетико-фонематический строй, связная речь. Многие учёные (Р.И. Лалаева [2; 3], Н.В. Серебрякова [3], Р.Е. Левина [4], Н.А. Никашина [5], Л.Ф. Спирова [6], Т.В. Туманова [7], Т.Б. Филичева [8], Г.В. Чиркина [8; 9] и др.) отмечали наличие существенных трудностей у детей с ОНР в словообразовании различных частей речи.
Дана характеристика словообразования у старших дошкольников с нормативным развитием и ОНР III уровня. Исследование словообразования у старших дошкольников с нормативным развитием и ОНР III уровня показало, что для последних характерно нарушение между восприятием звуков, слоговой структуры, отдельных слов и их воспроизведением. Дети с ОНР затрудняются воспроизвести слоговые сочетания, ряд слов, близких по звучанию и т.п. К ошибкам словообразования относятся: дети с ОНР не образуют возвратные формы глаголов, испытывают трудности преобразования совершенного вида глаголов, опускают и заменяют приставки, наблюдается также склонность к унификации приставок.
Изучены особенности формирования операций словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня. Отмечается, что коррекционная логопедическая работа над лексической стороной у детей с ОНР третьего уровня представляет собой сложный длительный последовательный процесс, направленный на формирование у ребенка грамматически правильного речевого высказывания в свободном общении. Работа с дошкольниками с ОНР реализуется посредством игровых технологий, имеющих коррекционную направленность, которые в практической деятельности доказали свою эффективность и результативность.
Определены методы и методики экспериментального исследования. Для диагностики сформированности операций словообразования у дошкольников с ОНР были выбраны следующие методики: методика исследования возможностей детей в образовании производных слов от исходной синтагмы (авторы Ф.А.Сохин, А.Г.Тамбовцева). Цель методики: определить уровень развития продуктивных возможностей детей по образованию производных слов от исходной синтагмы.; методика исследования способности словообразования (авторы М.М. Алексеева, В.И. Лямина). Цель методики: определить уровень развития словообразования; методика исследования способности словообразования имен прилагательных и глаголов (авторы Р.И. Лалаева, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева). Цель методики: определить уровень развития словообразования имен прилагательных и глаголов.
Проведен количественный и качественный анализ констатирующего этапа эксперимента. На начальном этапе исследования выявлялись проблемы, связанные с формированием операций словообразования у детей с ОНР и детей с нормальным речевым развитием. Для получения валидных результатов был проведен экспериментально-диагностический срез уровня сформированности базовых слово- и формообразовательных умений и навыков дошкольников.
В процессе количественного и качественного анализа результатов выполнения заданий по методике исследования возможностей детей в образовании производных слов от исходной синтагмы были выявлены следующие особенности: высокий уровень сформированности интегративных операций на материале имен существительных имеют 7,14% дошкольников с ОНР и 56% детей без речевой патологии; средний уровень соответственно 60,7% и 44%, низкий уровень отмечается у 32,1% дошкольников с ОНР, среди детей с нормальным речевым развитием низкий уровень не зафиксирован.
Изучение особенностей проведения интегративных операций на материале имен прилагательных детей с ОНР и детей с нормальным развитием показало, что высокий уровень имеют 14,3% детей с ОНР и 74% детей без речевой патологии; средний уровень соответственно 57,0% и 26%, низкий уровень отмечается у 28,7% дошкольников с ОНР, среди детей с нормальным речевым развитием низкий уровень не зафиксирован.
Характеристика особенностей проведения интегративных операций на материале глаголов детей с ОНР и детей с нормальным развитием показало, что высокий уровень имеют 22% детей с ОНР и 89% детей без речевой патологии; средний уровень соответственно 64,0% и 11%, низкий уровень отмечается у 14% дошкольников с ОНР, среди детей с нормальным речевым развитием низкий уровень не зафиксирован.
Проведен сравнительный анализ уровня сформированности операций словообразования у старших дошкольников с нормативным развитием и с ОНР III уровня.
Полученные данные свидетельствуют о том, что навыки словообразования существительных у дошкольников с ОНР сформированы недостаточно по сравнению с возможностями детей с нормальным речевым развитием. Анализируя результаты выполнения задания, направленного на исследование состояния словообразования можно сказать, что у детей с ОНР состояние словообразования находится в основном на низком и среднем уровне, тогда как дети с нормальным речевым развитием в основном обнаружили высокий уровень сформированности словообразовательных операция.
Изучена специфика логопедической работы по формированию операций словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня. Выявление ведущих направлений логопедической работы в условиях обучения и воспитания дошкольников с ОНР в специальном детском саду для детей с нарушениями речи должно опираться на значимые для этой проблемы методологические и методические положения. В первую очередь необходимо учитывать сложные отношения, в которых находятся речь и язык, речь и мышление, мышление и язык, а также когнитивный аспект решения методической проблемы, предполагающий применение системно-структурного подхода. Осознанное усвоение и сознательное оперирование морфемными элементами как дискретными знаками предполагает обращение к теории управления процессом усвоения знаний, разработанной П.Я. Гальпериным.
Разработана программа формирования операций словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня, которая включат три раздела: I раздел – Формирование ориентировочной основы действий по вычленению и осознанию морфемы как дискретного знака; II раздел – Формирование первоначального навыка по осознанию элементарных словообразовательных правил; III раздел – Формирование сложных, интегративных правил. Все названные разделы разработанной программы связаны между собой, хотя каждый из них имеет свои специфические коррекционные задачи. Логопедическая работа была направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно.
Проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов. Эффективность предложенной системы обучения и оправданность ее исходных теоретических обоснований проверялась методом контрольных срезов в процессе формирования базовых словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи. Значительная динамика в выполнении повторных заданий проявилась на этапе контрольного среза в возросших способностях дошкольников в проведении первичных словообразовательных операций. Так, количество детей с ОНР, которые показали низкий уровень сформированности интегративных операций на материале имен существительных, после проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе уменьшилась на 17,86%, на такой же % уменьшилось количество детей, которые показали средний сформированности интегративных операций на материале имен существительных, а также значительно возросло количество детей с высоким уровнем сформированности интегративных операций (на 35,71%). Повысился и уровень сформированности интегративных операций на материале имен прилагательных: количество детей с высоким уровнем увеличилось на 35,71%, в то же время произошло снижение количества дошкольников со средним (-7,14%) и низким уровнем (-28,57%), также можно говорить о значительном улучшении уровня сформированности интегративных операций на материале глаголов в экспериментальной группе: количество дошкольников с высоким уровнем увеличилось на 35,71%, в то же время сократилось количество детей со средним (-21,43%) и низким уровнем (-14,29%). Что касается детей контрольной группы, то изучение изменения уровня сформированности интегративных операций не показало каких-либо существенных изменения.
Свидетельством изменения характера ориентировочной деятельности по вычленению морфемы как дискретного знака из состава слова стало, в первую очередь, фактическое отсутствие ответов, отнесенных к низкому уровню. Наряду с этим, большинство действий детей свидетельствовало о сформированной ориентировке в морфологической структуре слова, что проявилось в успешном вычленении морфемных элементов из слов различных грамматических категорий и осознании их автономного значения.
Разработаны методические рекомендации по внедрению программы формирования словаря у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Проведенное исследование позволило сделать и экспериментально проверить поэтапную методику логопедической работы по формированию операций словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с учетом выявленных нарушений, их психологических механизмов и закономерностей становления речевой деятельности в процессе нормального онтогенеза.
Таким образом, цель и задачи научно-исследовательской работы достигнуты, гипотеза подтверждена.
НА САЙТІ НЕ ПЕРЕДБАЧЕНА МОЖЛИВІСТЬ СКАЧУВАННЯ РОБІТ, ВОНИ ВИСИЛАЮТЬСЯ НА ЕЛЕКТРОННУ СКРИНЬКУ ПІСЛЯ ОПЛАТИ. Для того, щоб ознайомитись з оглядом цієї роботи у форматі відео, отримати звіт з перевірки на плагіат та іншу інформацію, звертайтесь за телефоном +380501022921 (Telegram, Viber, WhatsApp) або n0501022921@gmail.com