


Змiст:
Введение
1. Особенности развития интеллекта в подростковом возрасте
1.1.Психологическая характеристика подросткового возраста
1.2. Особенности развития интеллектуальной сферы подростков
1.3. Использование субтестов Векслера в процессе диагностики уровня развития интеллекта подростков
2. Экспериментальное исследование уровня развития интеллекта у подростков с использованием тестов Векслера
2.1. Определение целей, задач и методик исследования
2.2. Характеристика результатов исследования
2.3. Интерпретация результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
Висновок:
Интеллектуальная шкала Д. Векслера до сих пор остается наиболее популярным и часто используемым тестом исследования структуры интеллекта 12,3,5,6,7].
По данным В. Н. Дружинина, этому тесту посвящено более 2000 публикаций как в нашей стране, так и за рубежом [7]. В основе теста лежит представление об интеллекте как о способности к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. В соответствии с этим общий интеллект операционально выражен через вербальную и невербальную составляющие, а также ряд специфических факторов, соответствующих отдельным интеллектуальным способностям.
Однако использование теста Векслера в системе школьного образования сопряжено с рядом проблем. Во-первых, поскольку теория, и соответственно, новые определения интеллекта постоянно трансформируются, закономерной является сложность интерпретации количественных показателей 1(3. Во-вторых, наиболее подробно изучены особенности применения шкалы Векслера с целью выявления различных проблем в обучении. Данные по использованию теста на норме практически отсутствуют. В-третьих, поскольку тест особенно чувствителен к условиям его проведения, психодиагност должен знать и учитывать как можно большее число факторов, влияющих на результативность испытуемого. В-четвертых, появление доказательств чувствительности теста к культурно-образовательным факторам требует постоянной работы по его стандартизации и апробации в условиях современной системы образования.
К общим особенностям психодиагностики структуры интеллекта с помощью теста Д. Векслера, которые надо учитывать в практической работе, относятся:
несоразмерность средних показателей по отдельным субтестам шкалы Векслера: наиболее простыми для выполнения являются субтесты «Кубики Коосса», «Понятливость», «Сходство», наиболее сложным – субтест «Словарный»;
чувствительность результатов тестирования к особенностям образовательной среды учащихся и к ситуации экспериментального общения.
Основным выводом по результатам проведенного исследования может служить утверждение, что динамика интеллектуальных показателей мальчиков и девочек, в целом, соответствует общевозрастной динамике, полученной на общей выборке. Выявленные отличия в характере динамики сырых показателей методики Векслера у мальчиков и девочек требуют более подробного анализа. Выявленные отличия могут быть обусловлены массой факторов (неравномерность полового созревания, особенности социализации мальчиков и девочек и т.п.).
Действительно, отличия линий развития интеллекта мужчин и женщин проявляются уже в подростковом возрасте. Полученные результаты могут быть использованы для решения ряда проблем в исследованиях интеллекта. Еще раз подтверждена необходимость стандартизации методики Векслера на украинской выборке, в первую очередь, для исследовательских целей. При использовании существующего варианта методики в практической деятельности психолога, в интерпретации результатов диагностики, необходимо учитывать выявленные нами особенности интеллектуального развития мальчиков и девочек.
В связи с выявленными закономерностями мы предлагаем ряд рекомендаций, полезных для практической психодиагностики интеллекта учащихся:
адекватная интерпретация результатов тестирования по Векслеру возможна только при соблюдении условий организации психодиагностического занятия (установление контакта с испытуемым, контроль и эмоциональная поддержка со стороны экспериментатора и др.);
интерпретацию 10 учащихся с нормальным интеллектом необходимо осуществлять с учетом предложенной нами шкалы (значения 10 равные 110-120 интерпретируются как средние);
при рассмотрении особенностей индивидуальных интеллектуальных профилей учащихся необходимо учитывать несоразмерность средних значений по отдельным субтестам, характерную для всей выборки; например, сравнивать степень успешности выполнения субтестов «Словарный» и «Кубики Коосса» представляется нам проблематичным;
при организации исследования интеллекта учащихся с помощью методики Векслера необходимо учитывать возрастные особенности испытуемых, интерпретация индивидуальных результатов возможна только с учетом этих особенностей;
с целью повышения надежности и валидности, а также расширения сфер применения, представляется необходимой дальнейшая стандартизация и апробация ряда субтестов методики Д. Векслера (особенно, субтестов «Словарный», «Сходство» и «Осведомленность»).
Дана робота виконана без використання російськомовних джерел, має високий рівень унікальності та реальні посилання на джерела. НА САЙТІ НЕ ПЕРЕДБАЧЕНА МОЖЛИВІСТЬ СКАЧУВАННЯ РОБІТ, ВОНИ ВИСИЛАЮТЬСЯ ЗАМОВНИКУ ПІСЛЯ ОПЛАТИ. Для того, щоб ознайомитись з даною роботою (у форматі відео огляду), отримати звіт з перевірки на плагіат та іншу інформацію, звертайтесь за телефоном +380501022921 (Telegram, Viber, WhatsApp) або n0501022921@gmail.com