Тип роботи:
Об'єм: 42 стор.
Вартiсть: 120 грн.
Змiст:
Введение
Глава I Проблема исследования самооценки младших школьников в общей, возрастной и специальной психологии
1.1. Определение базового понятия из общей психологии
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.3. Развитие представлений о себе как основа осознания ребенком себя в мире
1.4. Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте
Глава II Описание методик, применяемых для изучения сформированности самооценки младших школьников
2.1. Методика №1
2.2. Методика №2
2.3. Методика № 3
2.4. Методика № 4
2.5. Методика № 5
Глава III. Описание результатов, полученных в ходе диагностического исследования самооценки младших школьников
3.1. Методика №1
3.2. Методика №2
3.3. Методика № 3
3.4. Методика № 4
3.5. Методика № 5
Заключение
Литература
Приложения
Висновок:
Таким образом, самооценка является доминирующим фактором в развивающейся Я-концепции. И сегодня, в условиях раннего осознания своей индивидуализации, субъектности и свободной информированности, проблема развития самооценки личности становится содержательным и целеполагающим мотивационным условием социального бытия индивидуума, что значимо и для организации самого учебно-воспитательного процесса в целом.
У младших школьников могут наблюдаться такие виды самооценки по степени ее адекватности: дети со стойкой завышенной самооценкой (высокомерие, надменность, критическое отношение к достижениям других), с целью формирования у них адекватной самооценки – нужно осуществлять четкое выдвижение требований на объект оценки достижений ребенка; дети с адекватной самооценкой (уверены в своих силах, знают то, на что способны) – подтвердить это реальными достижениями.
Развитие подлинной самооценки начинается с реалистичных оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно младшие школьники оценивают качества своей личности. Учащиеся начальной школы, как и большинство дошкольников, склонны переоценивать себя, на что влияю в основном положительные оценки окружающих их взрослых.
Результаты исследования самооценки у детей младшего школьного возраста показали, что у детей младшего школьного возраста самооценка завышена и неадекватна, уровень притязаний не соответствует реальному представлению о своих возможностях, «Я-концепция» не развита. Сведения, полученные при изучении литературы, и проведенное исследование подтвердило, что у детей младшего школьного возраста, так же, как и у большинства дошкольников, еще отсутствует развитая самооценка, устойчивость и критичность.
Результаты полученные по методикам определения эмоционального уровня самооценки, «Ступеньки», Демо-Рубинштейна в модификация А.М. Прихожан, «Какой Я?» Р.С. Немова показали, что осознанная, осуществленная на вербальном уровне самооценка дошкольников и младших школьников в основном завышена.
Ситуация меняется, когда мы ставим ребенка в ситуацию невербального, неосознанного, эмоционального оценивания себя (результат по методике «Я и мой друг»). В группе детей размер рисунка себя в среднем меньше, чем размер рисунка друга. Различие в данном случае не достигает статистически значимого уровня. Следовательно, на эмоциональном, неозначенном уровне самооценка младшего школьника, оценка своей значимости, как минимум, не превышает оценку друга.
Можно сделать взвод о том, что самооценка младших школьников носит конфликтный, противоречивый характер. Завышенная самооценка на осознаваемом, вербальном уровне сочетается с низкой самооценкой на неосознаваемом уровне. В основе образа «Я» лежат низкие, а часто и отрицательные эмоциональные оценки, над которыми надстраивается значение с положительным знаком: «Я считаю себя самым умным. Я так хочу, я больше знаю». Самооценка, опосредованная таким образом Я, неустойчивая, хрупкая.
Также было выявлено, что 17% исследуемых имеет низкую самооценку, они неуверенны в своих силах и в себе, видят в себе только негативное, начиная любую деятельность, ориентированы на неудачу, проявляют повышенную самокритичность. У таких детей возникают проблемы в обучении, а именно в успеваемости, в общении со сверстниками, поскольку такие дети чувствуют себя неуверенно, вступая в контакт с людьми, которые их окружают. Подобная картина обследования является отрицательной, и дети с вышеназванными особенностями, нуждающихся в психокоррекции.
Таким образом, гипотеза о том, что для большинства детей младшего школьного возраста, так же, как и для старших дошкольников, характерна завышенная самооценка подтвердилась частично (данное утверждение подтверждено всеми методиками кроме рисуночного теста «Я и мой друг»).
Формирование адекватной самооценки в учебно-познавательной деятельности у младших школьников должно быть подчинено последовательному решению следующих основных задач:
1) развитие у детей умения оценивать свою работу, опираясь на образец оценки взрослого;
2) формирование у детей умения самостоятельно оценивать результат своей работы по предложенным материализованным критериям;
3) развитие у детей умения самостоятельно оценивать качество работы с учетом способов ее выполнения.
Коррекционно-педагогическую работу, направленную на реализацию поставленных задач, может быть организована как в групповой, так и индивидуальной форме.
Считаем, что результаты дальнейших исследований связаны с тем, что полученные результаты могут быть использованы в разработке комплекса психологических средств формирования оптимальной самооценки детей разных возрастных групп; при разработке психокоррекционных программ формирования адекватной самооценки.
НА САЙТІ НЕ ПЕРЕДБАЧЕНА МОЖЛИВІСТЬ СКАЧУВАННЯ РОБІТ, ВОНИ ВИСИЛАЮТЬСЯ НА ЕЛЕКТРОННУ СКРИНЬКУ ПІСЛЯ ОПЛАТИ. Для того, щоб ознайомитись з оглядом цієї роботи у форматі відео, отримати звіт з перевірки на плагіат та іншу інформацію, звертайтесь за телефоном +380501022921 (Telegram, Viber, WhatsApp) або n0501022921@gmail.com