перейти на сайт>>

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ У ДЕТЕЙ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ С ОНР III УРОВНЯ

ID роботи: 9214
Тип роботи:
Об'єм: 153 стор.
Вартiсть: 300 грн.


Змiст:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА И ЕЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ С ОНР III УРОВНЯ

1.1. Анализ научных источников по проблеме коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с  ОНР III уровня

1.3. Особенности нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня

1.4. Логопедическая ритмика в коррекции слоговых нарушений у детей дошкольного возраста с  ОНР III уровня

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ С ОНР III УРОВНЯ

2.1. Организация экспериментального исследования

2.2. Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента

2.3. Сравнительный анализ уровня развития слоговой структуры слова у дошкольников с нормативным развитием и с ОНР III уровня

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2

ГЛАВА 3. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ С ОНР III УРОВНЯ

3.1. Предпосылки создания программы коррекции слоговой структуры слова дошкольников

3.2. Особенности программы коррекции слоговой структуры слова у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня

3.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента с использованием методов математической статистики

3.4. Рекомендации по внедрению программы коррекции составляющей слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ



Висновок:

Таким образом, в процессе написания магистерской работы была достигнута ее основная цель и решены основные задачи:

Проведен анализ научных источников по проблеме коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня     . Выявлено, что искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности (Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

Выявлены особенности слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня. Речь детей с ОНР III уровня  изобилует выраженными отклонениями в воспроизведении слогового состава слова, которые сохраняются даже в отраженной речи. В своей экспрессивной речи дети деформируют правильное звучание слова, что отражает наличие трудностей воспроизведения слоговой структуры.

Показана роль логопедической ритмики в коррекции слоговых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня. Отмечается, что слоговая структура напрямую зависит от ритмических характеристик − перцептивных, моторных и специфически речевых. Важнейшими речевыми ритмами, которые должны быть своевременно усвоены ребенком, чтобы вовремя возникло слово и имело нормативные структурные характеристики, являются слоговой и словесный речевые ритмы. Направленная стимуляция этих ритмов является значимой частью комплексной логопедической работы по нормализации слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР, однако в методическом плане до настоящего времени не проработана.

Определены особенности экспериментального исследования уровня развития слоговой структуры слова у детей 5-го года жизни с ОНР III уровня. С целью проведения диагностики нарушений в воспроизведении слоговой структуры слова были выбраны специальные методики исследования, направленны как на изучение темпо-ритмических способностей дошкольников, так и непосредственно на изучении слоговой структуры слова, а именно: методика исследования темповой организации речи  (автор Г.А. Волкова), методика исследования восприятия и воспроизведения ритма (автор Е.Е. Шевцова), методика исследования состояния воспроизведения слоговой структуры слова (автор О.Б. Иншакова). Для каждой методики были определены уровни и критерии, подобран соответствующий речевой материал.

Проведен количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента. На первом этапе было проведено исследование темповой организации речи детей дошкольного возраста, которое показало, что у детей с ОНР и у детей с нормальным развитием уже на уровне восприятия выявлены значительные различия в возможностях точного восприятия. Дети с ОНР только после повторного разъяснения определяли темп музыкальных произведений, дифференцировали темп по основным признакам: медленный, быстрый, умеренный.

Анализ результатов исследования показал, что из 28 детей с ОНР выполнить задание правильно (на достаточном уровне) смогли только 3 ребенка, 9 детей имеют средний уровень и 14 дошкольников данной группы показали низкие результаты. В то же время практически все дети с нормальным развитием  показали высокий уровень выполнения заданий: 8  детей с удовольствием, самостоятельно и быстро выполнили задание после первого представления. Ошибки носили случайный характер, в большинстве случаев самостоятельно исправлялись детьми без повторного прослушивания музыкальных отрывков (12 детей).

Во время выполнения проб на исследования ритмической способности у детей с ОНР отмечались трудности на уровне определения серий акцентированных ударов, начиная уже с двусложных. Характерные ошибки: увеличение или уменьшение количества серии (вместо двух назывались 1 или 3 серии ударов); структурные изменения внутри одной или 2-х, 3-х стоп серии (количество акцентированных ударов или увеличивалось, или уменьшалось).

При исследовании уровня доступности слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи и у детей контрольной группы, были получены результаты, которые свидетельствуют о значительном отставании дошкольников с ОНР от их нормально развивающихся сверстников.

Проведен сравнительный анализ уровня развития слоговой структуры слова у дошкольников с нормативным развитием и с ОНР III уровня. Исследование особенностей нарушений слоговой структуры слова выявило значительные различия в возможностях восприятия и воспроизведения слоговой структуры между детьми с ОНР и детьми с нормальным уровнем развития. Трудности выполнения заданий на восприятие и воспроизведение звуковых ритмов детьми до школьного возраста с ОНР были связаны с недостаточностью уровня сформированности слуховой дифференциации предложенных ритмических структур, слухо-зрительных и зрительно-моторных координаций.

Во время выполнения задания на выявление особенностей произнесения слов различной слоговой сложности, дети с ОНР допускали большое количество ошибок, которые наблюдались в основном во время воспроизведения слов с большим количеством слогов. Вместе с тем большинство детей дети и экспериментальной, и контрольной групп безошибочно воспроизводили односложные слова. Дети с нормальным речевым развитием допускали лишь единичные ошибки, которые наблюдались во время произнесения слов сложных по составляющим структурным строением. У дошкольников с ОНР при выполнении заданий на одиночное названия слов наибольшее количество ошибок − это искажение стока согласных, элизии, метатезы, при выполнении заданий на названия словосочетаний и предложений − чаще встречались ассимиляция, контаминация.

Разработана программа по коррекции слоговой структуры слова у дошкольников.         При разработке методики коррекции нарушения слоговой структуры слова мы руководствовались положением о том, что основным психолого-педагогическим аспектом коррекционной работы является обеспечение условий для формирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития.

Охарактеризованы особенности программы коррекции слоговой структуры слова у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня. В соответствии с задачами исследования нами была разработана методика коррекции нарушения слоговой структуры слова у детей 5-го года жизни с ОНР III уровня средствами логопедической ритмики, определено ее содержание и основные этапы внедрения: диагностико-пропедевтический (подготовительный), содержательно-коррекционный (основной или вокальный) и функционально-речевой (заключительный).

Проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента, который показал, что предложенная коррекционная программа оказалась достаточно эффективной для коррекции нарушения слоговой структуры слова. Так, было выявлено, что в результате проведения разработанных корректирующих мероприятий с использованием средств логоритмики  большинство детей экспериментальной группы (71,43% детей) имеют высокий уровень, в то время как их сверстники, которые продолжали заниматься по традиционной программе имеют более низкие показатели (50% - средний уровень, 50% - высокий уровень). Проведенные занятия оказали положительное влияние и на развитие ритмической способности детей 5-го года жизни с ОНР. Так, во время проведения повторного обследования в группе, где проводились занятия с использованием средств логоритмики  не было выявлено ни одного ребенка с начальным и низким уровнем развития, количество детей с ОНР, 50% дошкольников данной группы имеют средний уровень, 35,71% достаточный уровень и 14,29% дошкольников имеют высокий уровень развития ритмической способности. Что касается результатов, полученных в ходе повторного обследования в группе А, то следует отметить, что уровень развития ритмических способностей остался практически на том же уровне: 1 ребенок (7,14%) имеет начальный уровень, 4 дошкольника (28,57%) низкий уровень, 42,86% – средний уровень только у 3 детей (21,43%) зафиксирован достаточный уровень; детей с высоким уровнем в данной подгруппе не выявлено. Повторное исследование состояния   воспроизведения слоговой структуры слова с использованием тестов О.Б. Иншаковой также показало, что использование средств логоритмики  показало свою эффективности и в процессе коррекции произношения простых, двусложных, трехсложных и многосложных слов дошкольниками с ОНР.

Разработаны рекомендации по внедрению программы коррекции составляющей слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, которые сводятся к тому, что в процессе работы над коррекцией слоговой структуры слова  необходимо использование таких сохранных анализаторов, как двигательный, зрительный и тактильный, что обеспечивает развития чувства ритма как двигательно-моторного стереотипа речи, позволяет целенаправленно преодолеть ошибки при воспроизведении слоговой структуры слова и на стыке слов, в синтагме, сформировать умение воспринимать

 


НА САЙТІ НЕ ПЕРЕДБАЧЕНА МОЖЛИВІСТЬ СКАЧУВАННЯ РОБІТ, ВОНИ ВИСИЛАЮТЬСЯ НА ЕЛЕКТРОННУ СКРИНЬКУ ПІСЛЯ ОПЛАТИ. Для того, щоб ознайомитись з оглядом цієї роботи у форматі відео, отримати звіт з перевірки на плагіат та іншу інформацію, звертайтесь за телефоном +380501022921 (Telegram, Viber, WhatsApp) або n0501022921@gmail.com

Замовити цю роботу за допомогою форми: