перейти на сайт>>

Неологизмы в современном публицистическом заголовке

ID роботи: 9364
Тип роботи:
Об'єм: 85 стор.
Вартiсть: 250 грн.


Змiст:

Введение

Глава 1. Заголовок и его место в структуре современных периодических изданий

1.1. Понятие и особенности заголовка как неотъемлемой части публицистического текста

1.2. Понятие неологизмов, их типология, причины и источники образования

1.3. Функции неологизмов в современном публицистическом заголовке

Выводы к главе 1

Глава 2. Структурно-семантические и функциональные особенности неологизмов в современном публицистическом заголовке

2.1. Структурно-семантическая характеристика неологизмов в современном публицистическом заголовке

2.2. Графические неологизмы как средство создания компрессии в публицистическом заголовке

2.3. Функциональные особенности неологизмов в современном публицистическом заголовке

Выводы к главе 2

Заключение

Список литературы



Висновок:

СМИ, в том числе периодика, ориентированы прежде всего на необходимость уведомления о самых актуальных на определенное время событиях и привлечения к ним внимания. Установка на новизну события требует соответствующего языкового оформления. Это обусловливает потребность в новых названиях, среди которых много сложных слов. Они способны не только называть новые реалии и понятия, но и переназывать уже известные вещи. Часто подобные этому единицы становятся средством эмоционального воздействия на читателя благодаря необычной структуре лексемы или словосочетания, выполняющие роль расчлененных (аналитических) наименований.

Неологизмы, помещаемые авторами-журналистами в заглавный комплекс, имеют свою специфику; они, очевидно, призваны, в основном, играть рекламную роль: привлечь внимание адресата, «просматривающего» газету, «зацепить» его взгляд, вызвать интерес, который приведет к прочтению текста статьи под необычным заглавием.

Неологизмы в современной публицистическом заголовке потенциально способны одновременно выполнять несколько функций, причины их включения в состав заголовка не ограничиваются лишь стремлением пишущего к экспрессивизации текста, а связаны с возможностью создания одновременно информативного, выразительного и лаконичного заглавия.

Неологизмы существенным образом влияют на выполнение заголовком, его основных функций (информативной и прагматической), но влияние это не всегда позитивное: трудность, интерпретации многих новообразований ведет к снижению информативной функции заглавия, чрезмерное увлечение журналистов созданием новых слов иногда приводит к появлению неологизмов малопонятной читателю структуры, к неоправданному усложнению заголовков, следствием чего может быть коммуникативная неудача, нежелание адресата читать публикацию.

Употребление новообразований в целом, согласуется с основными требованиями, предъявляемыми к заголовку (информативность, выразительность и краткость); неологизмы потенциально способны выполнять в заголовке сразу несколько функций, но фактически их может быть меньше (в случае, когда новообразование непонятно, затрудняет восприятие заголовка).

Неологизмы в современной публицистическом заголовке могут создаваться как узуальными, так и неузуальными способами, продуктивность, которых зависит как от лингвистических, так и от экстралингвистических причин. К лингвистическим причинам относятся наличие системных и стилистических ограничений, семантика мотивирующих основ, аффиксов, влияющая на значение окказионального слова, возможность создания экспрессивных номинаций и т.п., а к экстралингвистическим причинам относятся знание пишущим того или иного способа словообразования, возможность истолкования адресатом сообщения.

Анализ структурно-семантической характеристики неологизмов в современном публицистическом заголовке показал, что наиболее часто журналистами используются такие способы как префиксальный и суффиксальный.

Создание в заголовке окказиональных слов префиксальным способом имеет следующие особенности: во-первых, преобладает именная префиксация, причем подавляющее большинство новообразований – имена существительные; во-вторых, многие префиксальные образования приобретают повышенную экспрессивность за счет семантики приставки (супер-, сверх-, гипер-, экстра), в силу нарушения ограничений (системных, но чаще стилистических) в сочетаемости морфем. Среди префиксов наибольшую продуктивность демонстрирует приставки супер-, сверх-. Достаточно употребительны также приставки анти- и не-. Как показывают наблюдения, неологизмы с префиксами анти- и не- обладают разной семантикой новообразования с приставкой анти- имеют в большинстве случаев значение противодействия, а в окказионализмах с префиксом не- актуализировано значение отсутствия. Это может свидетельствовать о происходящей в сознании говорящих специализации данных префиксов по значению.

Обращает на себя внимание тот факт, что во многих случаях выбор того или иного префикса связан с его способностью передавать авторское отношение: супер-, сверх-, экстра – чаще позитивное (суперуниверситет, экстрарепортер), за- – нежелательность (запылесосили). Кроме того, приставки супер-, сверх-, экстра- – это всегда акцент на слове, поскольку они указывают на превышение нормы, часто исключительность (суперпамять, супербриллиант, суперяблоко), это то, на что читатель непременно должен обратить внимание.

Немаловажную роль в поддержании продуктивности префиксального способа при создании окказиональных слов играет и довольно высокая информативность получаемых производных, легкость их интерпретации в минимальном контексте. Особенно это справедливо, для большинства образований с префиксами экстра-, экс-, супер-, гипер-, пост-.

Кроме того, довольно часто используется способ чистого сложения, распространению которого способствует отсутствие строгих системных и стилистических ограничений в сочетаемости морфем, что позволяет пишущим создавать фактически бесконечное количество
самых разнообразных номинаций.

Изучение функциональных особенностей неологизмов в современном публицистическом заголовке показало, что их создание является одним из наиболее ярких проявлений личностного начала в языке современных СМИ. Производство новых слов можно назвать пожалуй, наиболее заметным проявлением индивидуальности автора, имеющего в настоящее время практически неограниченную свободу выбора формы выражения своих мыслей. Журналист выступает от собственного имени, стремится не просто написать о каких-либо событиях, но и оценить их. Он уже не безликий выразитель мнения редакции, а мыслящий человек, реализующий себя в свободной, эмоциональной речи. Более того, отдельные исследователи даже приходят к выводу о том, что в языке СМИ в последнее время отражаются не обстоятельства как таковые, а осмысление перемен и отношение к изменению жизни.

Таким образом, авторская оценка может быть выражена в новообразовании с разной степенью интенсивности от явной демонстрации до простого намека, который должен уловить адресат. В таком случае подсказку читателю стоит искать либо в структуре неологизма, либо в том контексте, где он употребляется.

Полученные в ходе исследования результаты позволяют говорить о полифункциональности неологизмов в современном публицистическом заголовке: неологизм называет «кусочек» действительности; привлекает внимание читателя к заголовку, способствует краткости заглавия, выражает авторскую позицию (является индикатором позиции автора).


НА САЙТІ НЕ ПЕРЕДБАЧЕНА МОЖЛИВІСТЬ СКАЧУВАННЯ РОБІТ, ВОНИ ВИСИЛАЮТЬСЯ НА ЕЛЕКТРОННУ СКРИНЬКУ ПІСЛЯ ОПЛАТИ. Для того, щоб ознайомитись з оглядом цієї роботи у форматі відео, отримати звіт з перевірки на плагіат та іншу інформацію, звертайтесь за телефоном +380501022921 (Telegram, Viber, WhatsApp) або n0501022921@gmail.com

Замовити цю роботу за допомогою форми: