


Змiст:
Введение
Раздел 1. Теоретические основы литературного развития младших школьников в процессе изучения лиро-эпических произведений
1.1. Проблема литературного развития младших школьников в психолого-педагогических литературе
1.2. Особенности литературного развития младших школьников в процессе изучения лиро-эпических произведений
1.3. Роль лиро-эпических произведений в литературном развитии младших школьников
Вывод к первому разделу
Раздел 2. Методика использования лиро-эпических произведений в литературном развитии младших школьников
2.1. Изучение уровня развития литературно-творческих способностей младших школьников
2.2. Особенности планирования процесса изучения лиро-эпических произведений в начальной школе
2.3. Результаты экспериментальной работы
Вывод ко второму разделу
Заключение
Список литературы
Приложения
Висновок:
Таким образом, в процессе написания работы была достигнута ее основная цель, а именно рассмотрены особенности литературного развития младших школьников в процессе изучения лиро-эпических произведений и решены основные задач, поставленные в начале исследования.
Определен уровень разработанности проблемы литературного развития младших школьников в психолого-педагогических исследованиях. Отмечается, что литературному чтению отводится главная роль в эмоциональном, интеллектуальном, эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Литературное развитие тесно связано с общим умственным и является специальным, необходимым для воспроизводящей читательской деятельности индивида. В психолого-педагогических трудах она определяется как процесс формирования способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями и художественным вкусом, выработанными в школе при усвоении курса литературы, и в широком внешкольном общении с искусством.
Изучены особенности лиро-эпических произведений для детей младшего школьного возраста. Лиро-эпические произведения способствуют активному развитию учащихся. Отмечается, что в читательской деятельности младших школьников знакомство с лиро-эпическими произведениями – одно из самых сложных направлений работы, требующей особой подготовки и учителя, и ученика. Однако несмотря на всю сложность в обучении этому жанру, изучение лиро-эпических произведений отвечает одной из важнейших задач начального филологического образования – развитию текстовых умений младших школьников.
Охарактеризована роль лиро-эпических произведений в литературном развитии младших школьников. Лиро-эпическое произведение – это литературное произведение, в котором гармонично сочетаются изобразительно-выразительные средства, присущие лирике и эпосу, в результате чего образуются качественно новые соединения (баллада, поэма, роман в стихах). При работе над лиро-эпическим родом литературы учителю необходимо помнить о том, что именно художественное слово, как один из видов искусства, воздействует на чувства и поступки ребенка и способно изменить его внутренний мир, духовно-нравственное мировоззрение
Изучен уровень развития литературно-творческих способностей младших школьников. В процессе эксперименты с помощью использования «метода вопросов» было проведено изучение уровня восприятия художественного текста и уровня развития литературно-творческих способностей младших школьников, которое показало, что большинство детей не задумываются о причинно-следственных связях, основном конфликте произведения, большинство придуманных ими вопросов были направлены на воспроизведение содержания (77,78%). Также были определены уровни литературного развития младших школьников: констатирующий или средний (38,89% исследуемых), фрагментарный или низкий уровень (27,78%%), средний или уровень «персонажа» (22,22%). На уровень полноценного восприятия художественного текста (уровень «идеи») вышли только 11,11% из 18 учащихся.
Определены особенности планирования процесса изучения лиро-эпических произведений в начальной школе. Младший школьник, работая с текстом, учится понимать, осмысливать информацию, соотносить ее с собственным опытом, делать выводы. При чтении и анализе лиро-эпических произведений в начальной школе предлагается использовать следующие интерактивные приёмы по составлению вопросов: приём «Работа с вопросником», приём «Толстые и тонкие вопросы», приём «Ромашка Блума». Данные методы способствуют развитию творческого воображения, логики, мышления и речи детей.
Разработана и обоснована методика литературного развития младших школьников в процессе изучения лиро-эпических произведений. Результаты повторного исследования показали эффективность использования предложенных методов и приемов в процессе литературного развития младших школьников: количество учащихся, которые воспринимают текст на уровне «идеи» выросло с 11,11% до 27,78%, количество детей, имеющих средний уровень или уровень «персонажа» выросло с 22,22 до 38,89%, при этом сократилось количество детей, имеющих констатирующий уровень (с 38,89% до 27,78%) и фрагментарный уровень (с 27,78% до 5,56%).
Подводя итоги, важно отметить, что художественный текст не существует без читателя, он «живет» именно в процессе чтения, в процессе читательской интерпретации. А так как любовь к чтению начинается с детства, необходимо, чтобы чтение художественного произведения стало для юных читателей значимым и желанным «трудом и творчеством». Для этого следует именно в детстве (особенно на начальном этапе литературного образования) развивать такие качества читателя, как чуткость эмоционального переживания, образность мышления, внимание к форме произведения, которые играют первостепенную роль в восприятии лиро-эпического произведения.
Дана робота виконана без використання російськомовних джерел, має високий рівень унікальності та реальні посилання на джерела. НА САЙТІ НЕ ПЕРЕДБАЧЕНА МОЖЛИВІСТЬ СКАЧУВАННЯ РОБІТ, ВОНИ ВИСИЛАЮТЬСЯ ЗАМОВНИКУ ПІСЛЯ ОПЛАТИ. Для того, щоб ознайомитись з даною роботою (у форматі відео огляду), отримати звіт з перевірки на плагіат та іншу інформацію, звертайтесь за телефоном +380501022921 (Telegram, Viber, WhatsApp) або n0501022921@gmail.com