перейти на сайт>>

Нарушения лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня и их коррекция на логопедических занятиях

ID роботи: 10072
Тип роботи:
Об'єм: 52 стор.
Вартiсть: 100 грн.


Змiст:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 3 УРОВНЯ

1.1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования

1.2. Характеристика развития лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с нормативной речью

1.3. Особенности развития лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1

ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 уровня

2.1.Специфика развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

2.2. Методические аспекты и основные направления формирования лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

2.3. Разработка и проведение учебных занятий по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

2.4. Анализ проведенных занятий по развитию  лексической стороны речи дошкольников с ОНР 3 уровня

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ



Висновок:

Большая распространенность нарушений речи у детей с ОНР 3 уровня вызывает необходимость их дальнейшего углубленного изучения и определения путей повышения эффективности коррекционного воздействия. Нарушения речи у детей данной группы вызывают трудности в организации собственного речевого поведения и отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории людей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря и словаря прилагательных, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации диалогическая и монологическая речь, особенности поведения незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

Л.С. Выготский, Р.Д. Тригер, Е.С. Слепович, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, И.А. Мельчук, С.Н. Цейтлин и многие другие учёные, чьи труды использовались в нашем исследовании, изучали специфику развития речи детей с ОНР 3 уровня и работали над поиском путей преодоления трудностей, возникающих в процессе речевого развития дошкольников с ОНР.

Исследование специальной литературы показало, что в активном словаре дошкольников с ОНР 3 уровня преобладают слова конкретного значения, а слова обобщающего характера часто используются неадекватно. Родовидовые понятия не сформированы. Между активным и пассивным словарным запасом существует значительное расхождение, особенно в отношении слов, обозначающих признаки и отношения объектов. Дошкольники с ОНР 3 уровня недостаточно владеют антонимическими и синонимическими средствами языка. Для экспрессивной речи характерно большое количество различного рода замен, смешений, повторов.

Цель данного исследования реализована в ходе опытно-практической работы: была разработана и апробирована система коррекционно-развивающих занятий, содержащий в себе задания, упражнения, методы и приёмы их проведения, направленная на формирование лексического строя речи дошкольников с ОНР 3 уровня.

В ходе проведения исследования,  были рассмотрены теоретические аспекты становления развития лексики ребёнка с сохранным психофизическим развитием, изучены особенности развития лексики дошкольников с ОНР 3 уровня и разработаны коррекционно-развивающие задания, направленные на развитие лексического строя речи дошкольника с ОНР.

Установлено, что у дошкольников с ОНР 3 уровня понимание и использование грамматических форм характеризуются некоторыми особенностями. Среди них: словообразование, недостаточное различение единственного и множественного числа существительных, предлогов, употреблении рода существительных, употреблении относительных прилагательных.

В ходе проведения обучающего эксперимента для формирования лексической правильности речи использовались такие методы: дидактические игры и упражнения, рассказы с использованием слов, в которых дети допускают ошибку, картинки, перевод художественных рассказов, чтение стихов, составление детьми рассказов с использованием группы слов на тему, предложенную воспитателем.

Во время проведения логопедической работы по формированию лексического строя речи были учтены:

современные лингвистические и психолингвистические представления о слове;

структура значения слова;

закономерности формирования лексики и грамматики в онтогенезе;

особенности лексико-лексико-грамматического строя речи у детей с данной патологией.

Проведение на заключительно этапе исследования контрольного эксперимента свидетельствует об эффективности проведенных занятий по формированию лексического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.

 Так, наблюдается значительное сокращение количества речевых ошибок, допущенных дошкольниками:  в образовании существительных множественного числа – на 30%; в образовании существительных множественного числа родительного падежа – на 40%; в согласовании существительных с числительными – на 52%; в употреблении предлогов – на 50%; в образовании относительных прилагательных – на 55%; в употреблении род существительных – на 40%.

Из проведенного исследования можно сделать вывод, что лексический строй речи дошкольников с ОНР является более совершенным, чем в начале эксперимента

Таким образом, завершив опытно-практическое исследование, мы видим изменения в развитии словарного запаса у исследуемых дошкольников, основанные на систематическом проведении специальных занятий, направленных на формирование лексического строя речи у детей с ОНР 3 уровня. В ходе занятий с детьми изучались новые слова, расширялось у уточнялось представление о словах, обозначающих предметы, действия и признаки предметов, слова со схожим и противоположным значением,  словах с обобщающим значение.  Анализируя результаты нашей деятельности, можем наблюдать  положительную динамику в развитии  лексической стороны речи дошкольников с ОНР 3 уровня.

Гипотеза исследования о том, что использование в целях коррекционной помощи специальных упражнений, основанных на коммуникативном и дифференцированном подходах является эффективным  средством формирования лексического строя речи у  дошкольников с ОНР 3 уровня подтверждена.


Дана робота виконана без використання російськомовних джерел, має високий рівень унікальності та реальні посилання на джерела. НА САЙТІ НЕ ПЕРЕДБАЧЕНА МОЖЛИВІСТЬ СКАЧУВАННЯ РОБІТ, ВОНИ ВИСИЛАЮТЬСЯ ЗАМОВНИКУ ПІСЛЯ ОПЛАТИ. Для того, щоб ознайомитись з даною роботою (у форматі відео огляду), отримати звіт з перевірки на плагіат та іншу інформацію, звертайтесь за телефоном +380501022921 (Telegram, Viber, WhatsApp) або n0501022921@gmail.com

Замовити цю роботу за допомогою форми: