Тип роботи:
Об'єм: 52 стор.
Вартiсть: 100 грн.
Змiст:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 3 УРОВНЯ
1.1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования
1.2. Характеристика развития лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с нормативной речью
1.3. Особенности развития лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 уровня
2.1.Специфика развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
2.2. Методические аспекты и основные направления формирования лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
2.3. Разработка и проведение учебных занятий по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
2.4. Анализ проведенных занятий по развитию лексической стороны речи дошкольников с ОНР 3 уровня
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Висновок:
Большая распространенность нарушений речи у детей с ОНР 3 уровня вызывает необходимость их дальнейшего углубленного изучения и определения путей повышения эффективности коррекционного воздействия. Нарушения речи у детей данной группы вызывают трудности в организации собственного речевого поведения и отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории людей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря и словаря прилагательных, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации диалогическая и монологическая речь, особенности поведения незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.
Л.С. Выготский, Р.Д. Тригер, Е.С. Слепович, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, И.А. Мельчук, С.Н. Цейтлин и многие другие учёные, чьи труды использовались в нашем исследовании, изучали специфику развития речи детей с ОНР 3 уровня и работали над поиском путей преодоления трудностей, возникающих в процессе речевого развития дошкольников с ОНР.
Исследование специальной литературы показало, что в активном словаре дошкольников с ОНР 3 уровня преобладают слова конкретного значения, а слова обобщающего характера часто используются неадекватно. Родовидовые понятия не сформированы. Между активным и пассивным словарным запасом существует значительное расхождение, особенно в отношении слов, обозначающих признаки и отношения объектов. Дошкольники с ОНР 3 уровня недостаточно владеют антонимическими и синонимическими средствами языка. Для экспрессивной речи характерно большое количество различного рода замен, смешений, повторов.
Цель данного исследования реализована в ходе опытно-практической работы: была разработана и апробирована система коррекционно-развивающих занятий, содержащий в себе задания, упражнения, методы и приёмы их проведения, направленная на формирование лексического строя речи дошкольников с ОНР 3 уровня.
В ходе проведения исследования, были рассмотрены теоретические аспекты становления развития лексики ребёнка с сохранным психофизическим развитием, изучены особенности развития лексики дошкольников с ОНР 3 уровня и разработаны коррекционно-развивающие задания, направленные на развитие лексического строя речи дошкольника с ОНР.
Установлено, что у дошкольников с ОНР 3 уровня понимание и использование грамматических форм характеризуются некоторыми особенностями. Среди них: словообразование, недостаточное различение единственного и множественного числа существительных, предлогов, употреблении рода существительных, употреблении относительных прилагательных.
В ходе проведения обучающего эксперимента для формирования лексической правильности речи использовались такие методы: дидактические игры и упражнения, рассказы с использованием слов, в которых дети допускают ошибку, картинки, перевод художественных рассказов, чтение стихов, составление детьми рассказов с использованием группы слов на тему, предложенную воспитателем.
Во время проведения логопедической работы по формированию лексического строя речи были учтены:
современные лингвистические и психолингвистические представления о слове;
структура значения слова;
закономерности формирования лексики и грамматики в онтогенезе;
особенности лексико-лексико-грамматического строя речи у детей с данной патологией.
Проведение на заключительно этапе исследования контрольного эксперимента свидетельствует об эффективности проведенных занятий по формированию лексического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.
Так, наблюдается значительное сокращение количества речевых ошибок, допущенных дошкольниками: в образовании существительных множественного числа – на 30%; в образовании существительных множественного числа родительного падежа – на 40%; в согласовании существительных с числительными – на 52%; в употреблении предлогов – на 50%; в образовании относительных прилагательных – на 55%; в употреблении род существительных – на 40%.
Из проведенного исследования можно сделать вывод, что лексический строй речи дошкольников с ОНР является более совершенным, чем в начале эксперимента
Таким образом, завершив опытно-практическое исследование, мы видим изменения в развитии словарного запаса у исследуемых дошкольников, основанные на систематическом проведении специальных занятий, направленных на формирование лексического строя речи у детей с ОНР 3 уровня. В ходе занятий с детьми изучались новые слова, расширялось у уточнялось представление о словах, обозначающих предметы, действия и признаки предметов, слова со схожим и противоположным значением, словах с обобщающим значение. Анализируя результаты нашей деятельности, можем наблюдать положительную динамику в развитии лексической стороны речи дошкольников с ОНР 3 уровня.
Гипотеза исследования о том, что использование в целях коррекционной помощи специальных упражнений, основанных на коммуникативном и дифференцированном подходах является эффективным средством формирования лексического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня подтверждена.
НА САЙТІ НЕ ПЕРЕДБАЧЕНА МОЖЛИВІСТЬ СКАЧУВАННЯ РОБІТ, ВОНИ ВИСИЛАЮТЬСЯ НА ЕЛЕКТРОННУ СКРИНЬКУ ПІСЛЯ ОПЛАТИ. Для того, щоб ознайомитись з оглядом цієї роботи у форматі відео, отримати звіт з перевірки на плагіат та іншу інформацію, звертайтесь за телефоном +380501022921 (Telegram, Viber, WhatsApp) або n0501022921@gmail.com