


Змiст:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ У ДЕТЕЙ З ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Внимание и особенности его формирования в дошкольном возрасте
1.2. Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития
1.3. Особенности произвольного внимания у детей с ЗПР
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
2.1. Характеристика базы и методик исследования
2.2. Анализ результатов исследования произвольного внимания дошкольников с ЗПР
2.3. Интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Висновок:
Особенностями внимания ребенка с задержкой психического развития является недостаточная сформированность произвольного внимания, дефицитарность основных его свойств: концентрации, объема, распределения. Основываясь на классификации форм задержки психического развития, можно отметить ярко выраженную истощаемость внимания при интеллектуальных нагрузках у детей с задержкой психического развития конституционного происхождения; колебание внимания у детей при соматогенной форме задержки психического развития; отсутствие грубых нарушений внимания у детей с задержкой психического развития психогенной формы; недоразвитие свойств внимания у детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза, связанного с дефицитарностью интеллекта.
Особенности внимания детей с ЗПР проявляются его неустойчивости, повышенной отвлекаемости, неустойчивой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой этими учащимися деятельности и увеличивает количество ошибок.
Всего экспериментом было охвачено 6 человек. Экспериментальное занятие проводилось с каждым ребенком индивидуально.
По итогам проведенной нами диагностической процедуры, можно отметить, что у детей с ЗПР к старшему дошкольному возрасту развития страдают все свойства внимания: объем внимания низкий, снижен уровень концентрации и распределения внимания, Отмечается низкая переключаемость и устойчивость внимания. Всё это указывает на недостаточность внимания в целом, что не дает возможность ребенку старшего дошкольного возраста с ЗПР долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Плохо развитая способность распределения внимания снижает эффективность любой, в том числе и учебной деятельности. При недостаточной произвольности внимания ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Вместе с тем, несмотря на перечисленные имеющиеся недостатки внимания у детей с задержкой психического развития, потенциальные их возможности достаточно высоки. Психологическая коррекция нарушения внимания требует длительного времени и условий, при которых дети могут работать, не отвлекаясь, постепенно приобретая усидчивость и аккуратность. Важно помогать ребенку, формировать навык самоконтроля в учебно-воспитательном процессе. Одновременно востребованными будут различные коррекционные приемы для преодоления нарушений произвольного внимания, в частности, это может быть предъявление интересных, личностно значимых заданий.
Что касается конкретных педагогических приемов и средств их воплощения в организацию деятельности детей, то к числу наиболее значимых можно отнести следующие:
наличие индивидуально-дифференцированного подхода к детям, предполагающего дозирование объема задания и оказания посильной помощи в его выполнении;
организация самостоятельной поисковой деятельности детей, способствующей, в частности, их положительной мотивации к учебной деятельности;
варьирование видов деятельности, а также дозирование их во времени;
формирование у ребенка с первых дней обучения умения слушать и слышать задание учителя, работать в соответствии с предложенными правилами;
обучение приемам вербализации задания его выполнения по ходу работы, его результатов, а также приемов и средств.
Реализация указанных направлений работы с детьми позволит сократить то «расхождение органического и культурного развития», которым, как считал Л.С.Выготский, и объясняется недоразвитие высших форм всех психических процессов, в том числе и произвольного внимания у детей с ЗПР.
Проведенное исследование убеждает в необходимости создания коррекционной программы развития аномального ребенка как субъекта учебной деятельности через формирование у него способности к саморегуляции – общедеятельностного умения, личностной способности.
Дана робота виконана без використання російськомовних джерел, має високий рівень унікальності та реальні посилання на джерела. НА САЙТІ НЕ ПЕРЕДБАЧЕНА МОЖЛИВІСТЬ СКАЧУВАННЯ РОБІТ, ВОНИ ВИСИЛАЮТЬСЯ ЗАМОВНИКУ ПІСЛЯ ОПЛАТИ. Для того, щоб ознайомитись з даною роботою (у форматі відео огляду), отримати звіт з перевірки на плагіат та іншу інформацію, звертайтесь за телефоном +380501022921 (Telegram, Viber, WhatsApp) або n0501022921@gmail.com